Перейти к контенту
Купить  руководства по ремонту автомобилей

Автолитература
Автодата
Автоинформ

Электронные книги


Ездим так, как нельзя

Библиотека > Новая библия автомобилиста
Глава 3 Ездим так, как нельзя

Останавливает полицейский медленно ползущую машину, наклоняется к окну и видит древнюю старушку.
– Что так медленно едете, бабушка? – спрашивает он.
– Так ведь знак же, милок, был, – удивляется та. Во-он, на столбе написано: "Автомобилям – 25".
– Так это же номер автострады, бабушка, – вежливо поправляет полицейский. – "А-25".
– Значит, и "А-200" перед поворотом – это тоже был просто номер? – удивилась бабушка.

Чаще  всего автомобилистам хочется не просто ездить, а перемещаться с  предельно возможной скоростью. Разумеется, это потребность уже не  начинающего водителя, мечтающего просто добраться из точки "А" в точку  "Б" без серьезных происшествий. Это желание водителя, обретшего в себе  некоторую уверенность. Посему советы для начинающих мы опустим и  перейдем к способам быстрейшей езды.

Садимся в машину

Подходя к машине, следует помнить о первом правиле водителя: внешний осмотр.
Прежде  чем плюхнуться за руль, сперва обязательно обойдите машину, бросив на  нее беглый взгляд. Это поможет избежать опасности на высоких скоростях,  если за время стоянки слегка подспустило колесо. Вы узнаете, где именно  пострадала машина, если на ней появились царапина или иное повреждение.  Вы избежите аварии или поломки, если вовремя заметите под машиной  масляные потеки или лужу антифриза.
Привычка осматривать  автомобиль перед поездкой убережет и от куда бо́льших неприятностей. Уже  не одна сотня машин была угнана таким вот нехитрым образом: к заднему  бамперу или выхлопной трубе привязывается веревка с консервными банками.  Водитель трогается, банки волочатся сзади и грохочут. Владелец машины,  естественно, выскакивает посмотреть, что случилось, обходит сзади, видит  банки и чешет в затылке: "Кто же это сделал?" А злоумышленник тем  временем прыгает за руль и давит на педаль газа…
...
Никогда  не выходите из машины, не заглушив двигатель и не вынув из замка ключи!  Особенно в непонятных и неожиданных ситуациях. И вообще – нужно  проявлять повышенную осторожность, если рядом с вашим автомобилем  крутится кто-то незнакомый. Ведь далеко не все используют для угона  какую-то хитрость. Немало и таких, кто может просто стукнуть чем-то  тяжелым по голове.
Заводим машину
В  старые, добрые, доисторические времена, лет пятьдесят тому назад,  прежде чем завести машину, требовалось открыть подсос, подкачать топливо  педалью, а в морозец не мешало и полить коллектор горячей водой из  чайника. Страшно вспомнить… Теперь времена другие. Теперь в момент  заводки ноги от педалей лучше убрать, лишних рычажков не дергать.  Включить зажигание, выждать несколько секунд, пока бортовой компьютер  протестирует систему, потом повернуть ключ зажигания, завести машину – и  еще немного подождать.
Если на панели приборов после этого не  погасли или зажглись красные лампочки – желательно позвонить в  автосервис и попросить привести машину в порядок. Вдаваться в суть их  значений водителю особого смысла не имеет. В наше время большинство  тестов и показаний все равно снимается через компьютер, через него же  они аннулируются, настраиваются, регулируются. Время карбюраторов и  прокачек тормозов через кембрик и банку с "тормозухой" ушло в прошлое,  самостоятельно копаться в гараже в инжекторах и системах АВS, советуясь с  бутылкой портвейна, никто из порядочных слесарей уже не рискнет, да и  вам не посоветует. Если не лень пачкаться – можно самостоятельно долить  тормозную жидкость или антифриз. В 90 процентов случаев именно их  нехватка заставляет сработать контрольные датчики.
...
Если  рабочую жидкость пришлось доливать дважды в месяц – отправляйтесь в  автосервис, пусть ищут причину утечки… пока она сама себя не "нашла"  гденибудь в лесу, вдали от телефонов и автоцентров.
Охлаждающая  жидкость имеет дурную привычку испаряться, а тормозуха – уходить в  систему по мере износа колодок. И все – больше под капотам делать  нечего.
...
Если,  несмотря ни на что, у вас есть желание покопаться в машине самому, то в  наше время алгоритм поиска и устранения неисправностей такой.
1. Запомнив, какие лампочки горят и как себя при этом ведет машина, вы идете к ближайшему компьютеру с выходом в Интернет.
2. Набираете в строке поисковика марку своей машины, надпись на сигнальной лампочке, поведение машины.
3.  Среди появившихся ссылок находите форумы, посвященные типу, марке, году  выпуска именно вашей машины, и читаете советы и рекомендации, а также  результаты следования таким рекомендациям.
4. Опытные  владельцы однотипных с вами автомобилей укажут, можно ли устранить вашу  проблему самостоятельно, а если нет – куда лучше обратиться, куда  обращаться не стоит и что именно требовать от авторемонтников.

Заводим машину

В старые, добрые, доисторические времена,  лет пятьдесят тому назад, прежде чем завести машину, требовалось открыть  подсос, подкачать топливо педалью, а в морозец не мешало и полить  коллектор горячей водой из чайника. Страшно вспомнить… Теперь времена  другие. Теперь в момент заводки ноги от педалей лучше убрать, лишних  рычажков не дергать. Включить зажигание, выждать несколько секунд, пока  бортовой компьютер протестирует систему, потом повернуть ключ зажигания,  завести машину – и еще немного подождать.
Если на панели  приборов после этого не погасли или зажглись красные лампочки –  желательно позвонить в автосервис и попросить привести машину в порядок.  Вдаваться в суть их значений водителю особого смысла не имеет. В наше  время большинство тестов и показаний все равно снимается через  компьютер, через него же они аннулируются, настраиваются, регулируются.  Время карбюраторов и прокачек тормозов через кембрик и банку с  "тормозухой" ушло в прошлое, самостоятельно копаться в гараже в  инжекторах и системах АВS, советуясь с бутылкой портвейна, никто из  порядочных слесарей уже не рискнет, да и вам не посоветует. Если не лень  пачкаться – можно самостоятельно долить тормозную жидкость или  антифриз. В 90 процентов случаев именно их нехватка заставляет сработать  контрольные датчики.
...
Если  рабочую жидкость пришлось доливать дважды в месяц – отправляйтесь в  автосервис, пусть ищут причину утечки… пока она сама себя не "нашла"  гденибудь в лесу, вдали от телефонов и автоцентров.
Охлаждающая  жидкость имеет дурную привычку испаряться, а тормозуха – уходить в  систему по мере износа колодок. И все – больше под капотам делать  нечего.
...
Если,  несмотря ни на что, у вас есть желание покопаться в машине самому, то в  наше время алгоритм поиска и устранения неисправностей такой.
1. Запомнив, какие лампочки горят и как себя при этом ведет машина, вы идете к ближайшему компьютеру с выходом в Интернет.
2. Набираете в строке поисковика марку своей машины, надпись на сигнальной лампочке, поведение машины.
3.  Среди появившихся ссылок находите форумы, посвященные типу, марке, году  выпуска именно вашей машины, и читаете советы и рекомендации, а также  результаты следования таким рекомендациям.
4. Опытные  владельцы однотипных с вами автомобилей укажут, можно ли устранить вашу  проблему самостоятельно, а если нет – куда лучше обратиться, куда  обращаться не стоит и что именно требовать от авторемонтников.
Другое  дело подвеска – но она неожиданно не ломается и лампочками на панели о  себе не докладывает… Пока… Даже если ни одна лампочка не загорелась –  все равно подождите летом хотя бы минуту, давая двигателю возможность  продавить масло по всем сочленениям, технологическим каналам и трущимся  узлам. Зимой – обязательно прогрейте двигатель хотя бы до того момента,  пока стрелка датчика температуры не оторвется от крайнего положения.

Специально для водителей ВАЗов, ГАЗов и иных  отечественных машин. Знаете, какова причина переборки 92 процентов  двигателей? Залипание поршневых колец из-за закоксовывания канавок. А в  чем причина закоксовывания? Движение на переобогащенной смеси! То есть –  "на подсосе". При этом избыток топлива, гарантирующий работу холодного  двигателя, выгорает не полностью и в виде сажи откладывается в поршневых  канавках. Если не давать нагрузки на двигатель до того момента, как  обогащение будет отключено и смесь объединится, его ресурс увеличивается  в 2–2,5 раза (!).
На импортных машинах проблема  закоксовывания канавок почему-то выражена не так сильно. Однако начинать  движение до того, как автомат отключит "прогрев", для них тоже не есть  хорошо… Если, конечно, вы не хотите превратить свой "миллионник" всего  лишь в "пятисоттысячник".

В общем,  если современные двигатели способны работать под нагрузкой еще до  полного прогрева, то это отнюдь не значит, что они не нуждаются в  прогреве.
Зимой очень важно помнить и о том, что  автоматическая коробка передач, если она у вас есть, тоже нуждается в  прогреве! Причем при температурах наружного воздуха ниже –15 °C коробку  нужно прогревать обязательно!!! Желательно – до рабочей температуры (по  датчику температуры двигателя). Но, поскольку на это ни у кого не  хватает терпения, после прогрева двигателя до отрыва стрелки из крайнего  положения начинать движение осторожно, на малых скоростях и не  разгоняться более 40 километров в час, пока не достигнете рабочей  температуры. Помните: в управляющей системе АКПП есть примерно горсть  клапанов, состоящих из пластмассовых деталек и пружинок. Эти клапаны  открываются от давления. Холодное масло более густое, давление  получается выше, и пластмассовые детали, если вы резко нажмете на газ,  запросто переломает. Обломки тут же попадут в приводную шестерню  включения-выключения передач, а она тоже из пластика и тоже легко  сломается, если ее подклинит обломками других деталей.
Вам это нужно?
За то время, пока двигатель прогревается, водителю следует проделать категорически обязательную зимой процедуру.
Оторвать  дворники от стекла – зимой за время стоянки они очень часто примерзают,  поскольку снег подтаивает на теплом стекле и по мере выстуживания  машины превращается в лед. При включении дворников есть некоторый риск  спалить моторчик дворников или их предохранитель – примерзшие щетки не  сдвинутся с места (правда, куда чаще они сдвигаются, но лохматят  чистящую кромку о намерзший лед).
Затем каждую щетку нужно  пару раз выгнуть, согнуть, снова выгнуть. При этом выкрошится ледок,  который в холодок почти всегда образуется в сочленениях щетки.
Пройтись  пальцами от начала и до конца по резинкам каждого дворника, вычищая  застывший на них лед и подтаявший, а потом замерзший, снежок.
Если  вы не проделаете этой процедуры, то при первом же включении дворника вы  услышите неприятный скрежет, а вместо чистого стекла увидите ряд  царапин на грязи или среди водяных капель. Чистить же стекла зимой  придется обязательно – за городом ветер постоянно кидается на дорогах  снежной пылью, засыпая ею стекла, в городе из-под колес машин постоянно  летит во все стороны перемешанная с солью грязь.

Начинаем движение

Первые 1–2 километра никуда торопиться не нужно. Летом потому, что двигатель не прогрет, а рабочая температура… Ну, про это мы уже вспоминали. Зимой, тронувшись на прогретом моторе, помните об амортизаторах. В них тоже залито масло, даже в газовых. Газ – он там работает "упругим элементом", вместо пружины. Колебания же кузова гасятся путем перетекания масла через клапаны. Густое масло гуще – сильный рывок способен порвать шток. Им тоже нужно время, чтобы прогреться в работе.
...
По статистике, зимой каждая десятая авария случается после выезда со стоянки с обледенелыми стеклами, так что обходиться процарапыванием во льду узеньких амбразур, как это нередко делают торопящиеся по делам водители, не нужно. Стекло должно быть чистым хотя бы перед вами и на передних дверцах. Впрочем, если боковые стекла долго не оттаивают, их можно просто опустить.
В общем, как ни крути – но в первые минуты движения дайте автомобилю возможность "проснуться" и перейти в рабочее состояние. Поначалу он чувствует себя точно так же, как вы, поднявшись в понедельник под злобный визг будильника. Да и сами тоже переключитесь в состояние активного участника дорожного движения.
Прогрелись? Привыкли к тому, что вы за рулем, а не на кресле перед телевизором?
Тогда погнали!

(с) Александр Прозоров - Новая библия автомобилиста
Назад к содержимому