Перейти к контенту
Купить  руководства по ремонту автомобилей

Автолитература
Автодата
Автоинформ

Электронные книги


Как выбираться из ям

Библиотека > Новая библия автомобилиста
Как выбираться из ям

В большинстве случаев проблема с пробуксовкой колес возникает не на дорогах с твердым покрытием, а несколько в стороне: на газонах, на проселочных дорогах, в лесу, на берегу водоема. Для борьбы с этой бедой существует целый ряд различных методик.

Собираясь выехать на опасно рыхлый грунт, есть смысл примерно наполовину приспустить все колеса – при этом увеличивается площадь опоры покрышек о грунт и увеличивается проходимость. Однако следует помнить, что на слишком слабо накачанных колесах можно запросто сорвать покрышку с посадочного места (она провернется вместе с камерой и вырвет ниппель).

Раскачка

Это простейший способ выбраться из ямы. Выполняется следующим образом.
Допустим, включив передачу, отпустив сцепление и немного "погазовав", вы обнаруживаете, что "сели". Осознав этот неприятный момент, вы отпускаете педаль сцепления, позволяете машине откатиться обратно в яму, а когда она достигает крайней точки движения назад и начинает скатываться вперед, вы резко отпускаете сцепление и давите на газ, добавляя к силе инерции мощность двигателя. Благодаря этому вам удастся проскочить вперед на большее расстояние – и, откатываясь назад, вы накопите бо́льшую инерцию, к которой опять добавите немного мощности двигателя.
После 5–6 качков вы сможете приобрести достаточный импульс, чтобы выскочить из ямы и помчаться вперед на хорошей скорости.
Правило раскачки действует и на рыхлом грунте – разгоняясь вперед и назад, вы при этом утрамбовываете себе колею, по которой, в конечном счете, удастся набрать достаточную скорость, чтобы вырваться на свободу.

Если уж вы начали движение по плохой, размякшей дороге, следует стиснуть зубы и продолжать гнать машину, несмотря на удары в подвеску и летящую грязь, пока опасный участок не будет преодолен до конца. Если вы остановитесь – стронуться с места потом будет очень трудно. При движении по размокшей проселочной дороге, залитой водой, следует придерживаться колеи, не стараться выскочить из нее на выступающий посередине уступ и поднятые края дороги. Колея в таких местах чаще всего хорошо накатана, утрамбована, плохо размокает. Там для колес есть более-менее надежная опора. А вот рыхлый грунт по сторонам, скорее всего, размок, и в нем можно запросто забуксовать. Когда выбираете, каким образом ехать по разбитой сухой дороге, старайтесь проложить путь так, чтобы под днище попадали ямы и выбоины, а под колеса – кочки и холмики. В результате вы избавитесь от риска "сесть на брюхо", что, кстати, чревато не только пробуксовкой, но и отрывом каких-либо расположенных снизу деталей. В первую очередь – глушителя.
Раскачка "под колышек"
Для использования этой методики вам потребуются помощник, буксировочный канат и остро заточенный кол (лом, штыковая лопата).
Конец буксировочного троса крепят к нижней части колышка, помощник отходит на длину троса, натягивая его, после чего водитель начинает выезжать "враскачку". В тот момент, когда машина отъехала от самого глубокого места пробуксовки на максимально возможное расстояние, помощник втыкает кол как можно глубже в землю, удерживая машину в приподнятом состоянии, а водитель выходит и начинает забрасывать яму подручными материалами (лапником, ветвями, гравием, песком, снятыми с пассажиров куртками и брюками). После того как помощник отпустит кол, машина откатится уже не в яму, а на более или менее подготовленное место.
Возможно, после этого очередная попытка вырваться из ловушки окажется более удачной. В крайнем случае, подобную методику удержаний можно использовать несколько раз подряд, постепенно двигаясь все дальше и дальше от опасного места.
Вытягивание за дерево
Если на небольшом расстоянии от машины растет крепкое дерево, то можно попытаться вытянуть машину за него. Для этого закиньте буксировочную ленту вокруг дерева, а оба ее конца внатяг закрепите за буксировочный рым на машине. Затем возьмите самую длинную палку из имеющегося под руками инструмента (монтажку, вороток, срубленный с дерева сук), вставьте его между лентами буксира примерно посередине между машиной и деревом и начинайте их скручивать. При этом длина буксира постепенно сокращается, а автомобиль вытаскивается.
Однако следует помнить, что скрученная буксирная лента представляет собой мощную пружину и способна здорово покалечить зазевавшегося человека.
В качестве одного из вариантов "вытягивания" иногда предлагается закрепить на колесных гайках пробуксовывающего колеса головку и баллонный ключ (или закрепить конец ленты в отверстие колесного диска и перекинуть его через надетую на колесную гайку головку), другой конец троса зацепить за дерево, после чего завести двигатель и попытаться поехать. Вращающееся колесо начнет наматывать трос на гайку и балонник и за счет этого выбираться. На практике головка чаще всего быстро слетает со своего места, но попробовать можно.
Выезд с домкратом
Если предыдущими методиками воспользоваться не удалось, вам придется заняться долгим и нудным делом – по очереди поднимать машину со всех сторон, отрывая буксующие колеса от земли, а затем забрасывать ямы под ними подручными материалами.
Езда с грунтозацепами
Если предстоит долго выбираться по плохой дороге, можно снять ведущие колеса, обмотать диск и покрышку какими-нибудь веревками и вернуть на место или заранее приобрести цепи противоскольжения, которые надеваются примерно таким же способом.
Выезд из ямы на машине с АКПП
Имеет свои особенности. На машине с автоматической коробкой передач невозможно устроить "раскачку". Зато на снегу ее можно просто оставить на включенной передаче и спокойно подождать, почитывая эту книжку, пока колеса "разроют" снег до твердого покрытия.
На бездорожье можно оставить машину на включенной передаче, а самому выйти наружу и хорошенько подтолкнуть. При этом самое главное – когда машина выскочит из ямы, успеть догнать ее и прыгнуть за руль до того, как автомобиль во что-то врежется.
Вместо раскачки на машине с АКПП можно использовать способ расталкивания. А именно: поворачиваете руль прямо, включаете передачу и продвигаетесь вперед, сколько можно. Останавливаетесь в самом переднем положении, сильно нажав на тормоз, включаете заднюю передачу. Добавляете газ и откатываетесь назад, как можно дальше. Основная задача: толчками вперед-назад пробить колею, чтобы в конечном итоге выскочить из ямы "с ходу".
Ну а если машина сидит уж очень плотно, то надо расчистить (раскопать) небольшое пространство для начала расталкивания или приподнять машину домкратом и заполнить яму подручными материалами.
Выезд из ледяной ямки
На этот случай зимой неплохо иметь в багажнике небольшой пакетик с песком.
...
Вообще, кидание под колеса всяких предметов, типа веток, мелких камушков или тряпок, приносит весьма заметную пользу, а вот песок пригоден только для ледяных ловушек.
Самый простой способ выбраться из ямы
К сожалению, осуществим только в населенном пункте.
Если вы прочно "сели на брюхо" на каком-нибудь газоне, вам следует дойти до ближайшего винно-водочного магазина и предложить маячащим поблизости алкашам:
– Мужики, помогите машину вытолкнуть. Бутылку ставлю!
Разворот на бездорожье
Обнаружив где-нибудь в лесу, что вы свернули не в ту сторону и вам нужно разворачиваться на узкой тропе, совершайте свой маневр так, чтобы на тропе оставались ведущие колеса. Они смогут вытащить вас даже в том случае, если ведомые колеса при повороте провалились в какую-нибудь болотину.
(с) Александр Прозоров - Новая библия автомобилиста
Назад к содержимому