Перейти к контенту
Купить  руководства по ремонту автомобилей

Автолитература
Автодата
Автоинформ

Электронные книги


Подставлялы

Библиотека > Новая библия автомобилиста
"Подставлялы"

Данную уголовную породу можно отнести к частнособственнической или коммерческой дорожной инспекции. Разница в том, что "штрафы" они взимают на много порядков выше положенных по закону и зачастую сильно переходят за рамки разумного при "наказании" своих жертв.
Дабы снизить свои убытки от встреч с такого рода "контролерами", следует усвоить два основных правила. Если вы заподозрили, что попались "подставлялам":
✓ всегда вызывайте инспекторов ГАИ и дожидайтесь их приезда, как бы на вас ни давили;
✓ сразу напоминайте в случае аварии, что ваша машина и гражданская ответственность застрахованы и для любых расчетов вам необходим официальный протокол. И стойте на этом до конца!
"Подставлял" можно разделить на несколько типов.

"Честные"

Это владельцы недорогих, изрядно поездивших машин, требующих ремонта: замены крыльев, облицовки, некоторых узлов. Не имея денег на все необходимое, такой водитель отправляется в путь по оживленным магистралям. Обнаружив, что какой-нибудь торопыга пытается проскочить на "красный", повернуть не с того ряда или проскочить перекресток со второстепенной дороги, "честный" подводит свой автомобиль под удар, с удовольствием вызывает автоинспектора и старательно заносит в протокол: "От сильного касательного удара произошел разрыв крыла, высыпалась облицовка, потек радиатор, растрескались шланги, оборвались подушки двигателя, лопнуло салонное зеркало, обломился замок багажника и свернуло набок лонжероны". Капитальный ремонт автомобиля за чужой счет ему обеспечен – и ради этого он готов даже походить по судам.
Страхование гражданской ответственности от таких "подставлял" не спасает – бороться с ними можно только одним способом: соблюдать Правила дорожного движения и быть внимательнее на дорогах.

"Правильные"

Отличаются от "честных" тем, что зарабатывают авариями на жизнь. Кормильцами им обычно служат старые иномарки, не очень дорогие сами по себе, но ремонт которых по-прежнему влетает в копеечку. Своих жертв они выискивают, либо оставляя машины там, где в них рано или поздно кто-то "влетает", – например, за поворотом дороги с плохой обзорностью, либо, разгоняясь от светофора, вдруг резко жмут на тормоза, получая от не ожидавшего подобного финта "чайника" удар сзади. После аварии полученные с жертвы деньги кладутся в карман, машина приводится в порядок на скорую руку и снова выводится "на охоту".
"Правильные подставлялы" иметь дело с протоколами и страховыми компаниями не любят – муторно и нерентабельно, но еще могут, поскольку закон на их стороне.
Чтобы избавить себя от встречи с такими "трудягами", вполне достаточно следовать Правилам. Не разгоняйтесь в условиях плохой видимости, соблюдайте дистанцию – все это необходимо соблюдать всегда и везде, вне зависимости от существования каких угодно проходимцев.
Если авария все-таки произошла, угроза вызвать ГАИ позволяет как минимум снизить цену.

"Несчастные" Самая массовая категория "подставлял". Свои аварии они уже не оставляют на волю случая, а планируют и подготавливают. Чаще всего в качестве инструмента используется дорогая новая машина, имеющая некоторые стандартные повреждения.
Примерная схема охоты такова.
1. Вы едете в левом ряду. Вам на хвост садится машина и начинает настойчиво мигать фарами – мол, уйди с дороги. Вы поворачиваете вправо, а там этого дожидается другая машина. Она резко прибавляет ход. Ваш бампер чертит по его левому борту. Кто виноват? Конечно, вы.
2. "Подставлялы" останавливаются, не доезжая 2–3 метров до правого поворота, – например, до въезда на парковку. Вы, таким образом, не можете повернуть из крайнего правого ряда – приходится объезжать стоящую машину. В момент поворота эта машина срывается с места. Поди докажи потом, что она стояла и никто ее не подрезал!
После аварии на жертву начинается жесткий прессинг: ты виноват, давай деньги, иначе будет плохо. Испуганный водитель вместо того, чтобы вызвать ГАИ, раскрывает кошелек и уезжает. Деньги немедленно делятся, и охота начинается сначала. Ремонт машинам не нужен – ведь повреждения в одинаковых "плановых" авариях каждый раз одинаковые.

Казалось бы – жуть. Но стоит настоять на своем и вызвать ГАИ, как красивая схема мгновенно рушится. А что если якобы подрезавший "подставлялу" водитель потребует внести в протокол, что у пострадавшей машины разбита фара, а осколки на земле отсутствуют? Что следы от аварии несвежие и замызганы грязью? А если на следствии или на суде жертва потребует провести экспертизу взаимных повреждений? Любой эксперт как дважды два докажет, что низкий бампер "Жигулей" не мог поцарапать капот "мерседеса", а глубокая, рваная рана крыла не стыкуется с легкими царапинками на крыле якобы прикоснувшейся к нему "ауди". И вот тогда вчерашний "виновник" может вдруг потребовать возбудить уголовное дело по признакам вымогательства или, по меньшей мере, мошенничества. А это совсем не то, что от него требуется.
Избежать встречи с этим типом "подставлял" уже труднее, чем с предыдущими, – но если у вас хватит духу никуда не уезжать с места происшествия и вызвать автоинспекцию, то вас практически наверняка оставят в покое. Более того, при наличии некоторой настырности и злобы вы уже сами можете получить с них "отступные".
"Наглые"
Чаще всего это шантрапа, желающая подзаработать по вышеописанному методу, но не имеющая достаточного мастерства для аккуратной операции по легкому попутному столкновению. Они притираются к облюбованной жертве, резко поворачивают руль, нанося короткий удар вывернутым колесом, тут же откатываются обратно, останавливаются и кидаются к пострадавшему водителю, обвиняя его во всех грехах. Основная цель: взять жертву нахрапом, вытряхнуть из нее деньги, пока она не поняла, в чем дело.
На самом деле, конечно, платить нужно им – и вертикальные следы потертости от прикосновения колеса к обшивке пострадавшей машины доказывают это со всей ясностью. "Наглым" следует сразу говорить: "Платите деньги, или я вызываю ГАИ".
После этого они или предпочтут смыться, или дело тихо перетечет в последнюю, самую неприятную, категорию.
Бандиты
Не утруждают себя изысками Правил дорожного движения, они просто сталкиваются с выбранной жертвой, после чего обвиняют ее в аварии и начинают "трясти". Увозят с места аварии, бьют, требуют деньги, везут домой и разворовывают ценные вещи.
Если вы, не дай бог, попадете в такую историю, следует сразу усвоить: ни о каких ДТП речи не идет и идти не может. Это грабеж. При первой же возможности вам следует позвонить в милицию, сообщить об ограблении, подать заявление, сообщить приметы преступников и номер их машины. В дальнейшем и устно, и письменно вообще забудьте про слово "авария". Пишите нечто вроде: "Был остановлен машиной "лексус", перегородившей мне дорогу или врезавшейся мне в борт, после чего меня вытащили и стали вымогать деньги". В дальнейшем адвокаты бандитов наверняка попытаются представить дело как обычное дорожное происшествие – не давайте им такого шанса. Нет протокола ДТП, нет аварии. Просто ограбление.
"Шальные"
Категория "шальных подставлял" стоит среди прочих особняком. Занимаются люди таким бизнесом чаще всего нерегулярно. Обычно это угонщики, не желающие рисковать хлопотным делом разборки или перепродажи машин. Они угоняют приличное "авто", подставляют его "по-честному" под достаточно приличную машину и просят на ремонт вполне разумную сумму. Жертва, видя, что ее не "разводят", а легальное оформление и хлопотная морока со страховщиками наверняка окажутся намного дороже, платит на месте. Водители разъезжаются, и битая машина бросается в ближайшем дворе.
Как ни странно, "хорошо" при этом оказывается всем: владельцу быстро возвращают угнанную машину, пусть и слегка помятую, автоинспекция ставит галочку в графе найденных машин, жертва не чувствует себя обманутой, поскольку за аварию по своей вине платила не очень много, угонщик быстро получает маленький, но ощутимый "фартинг" на карманные расходы.
Возможно, именно поэтому про подобные случаи слышно очень редко.
"Пешеходы"
Одна из самых неприятных категорий "подставлял", когда преступник практически ничем не рискует, но всегда сильно портит своей жертве нервы и чаще всего получает желаемый "навар". Для вымогательства ему достаточно прыгнуть на дорогу прямо перед автомобилем, откинуться в сторону с театральной красочностью и громко заорать: "Караул, меня убили!", привлекая к себе внимание. Поскольку самого столкновения, как правило, никто не замечает, а видят уже орущего и отлетающего на асфальт человека, то свидетели обычно считают, что пешехода сбили, – "пострадавший" может тут же начинать записывать их фамилии и грозить водителю вызовом ГАИ.
Самое трудное в такой ситуации – сохранять спокойствие. Помните, что следов столкновения на вашем автомобиле не осталось: вымогатель тоже жить хочет и, реально, под сильный удар не подставляется. Обычно дело ограничивается громким хлопком ладони по капоту – лишь бы звук был. То есть приезд инспектора просто отнимет у вас некоторое время (отсутствие повреждений будет занесено в протокол). Хорошие результаты дают немедленное предупреждение свидетелей об ответственности за дачу ложных показаний и попытка нанесения мошеннику телесных повреждений. Первым ваши действия напомнят, что свидетели в нашей стране – существа беззащитные; а второму – что вы не испугались и раскошеливаться не собираетесь. Вслух желательно приговаривать: "Я тебя на пять лет посажу, уголовная рожа!"
Если дело все-таки дойдет до вызова ГАИ и составления протокола, обязательно впишите туда, что с вас вымогали деньги и что вы требуете возбуждения уголовного дела по признакам статьи 163 УК. Помните: чтобы не платить вымогателю, вам нужно доказать, что он прыгнул под колеса умышленно!
"Парковщики"
По мнению сотрудников автоинспекции, после введения ОСАГО количество "подстав" на дорогах стало меньше. Страховые фирмы считают, что преступники всего лишь переместились в места, где можно убедить людей, что они находятся вне зоны действия ПДД: на парковки, во дворы. В сговоре с сотрудниками ГАИ они имитируют уезд жертвы с места ДТП.
Новые "изобретения" подставщиков таковы.
"Неаварийные" повреждения
Исполнение: на парковке с машины снимается колесный колпак или снимается задний номерной знак.
На дороге жертву нагоняют вымогатели на дорогой машине, предъявляют колпак и утверждают, что он слетел на ходу и поцарапал их драгоценную иномарку. Жертве говорят, что этот случай – не ДТП и под страховое возмещение не подпадает.
На самом деле подобная ситуация тоже считается аварией, нужно вызывать ГАИ и оформлять протокол.
Авария "вне зоны действия ПДД"
Исполнение: машина "подставлял" неожиданно подкатывает к жертве, когда та выбирается с парковки задним ходом. Вымогатели утверждают, что столкновения на парковке под страховые выплаты не подпадают.
На самом деле подобная ситуация тоже считается аварией, нужно вызывать ГАИ и оформлять протокол.
Уезд с места ДТП
Исполнение: на парковке жертву "зажимают" автомобилем "подставлял". Когда она все же выбирается с парковки, ее перехватывают и обвиняют в том, что она задела близко вставшую машину. Но после короткой перепалки оставляют в покое.
Спустя некоторое время владелец "царапанной" машины возникает снова, но на этот раз уже обвиняет жертву в уезде с места ДТП, причем у него (у знакомого инспектора ДПС) есть в наличии готовый протокол с места происшествия. Деньги вымогаются, чтобы "замять" дело.
Тут и вовсе делом должна заниматься служба собственной безопасности.
Однако основные признаки новых "подставлял" остаются все те же, а именно:
✓ явное несоответствие повреждений "потерпевшей" автомашины и ваших царапин;
✓ на "потерпевшей" машине нет номеров или они заляпаны грязью;
✓ стекла "потерпевших" сильно затонированы;
✓ претензии сопровождаются угрозами и требованием денег, причем как можно быстрее;
✓ настойчивые требования покинуть место происшествия, чтобы "спокойно осмотреть повреждения" или "проехать в автосервис";
✓ желание "разобраться" без вызова ГАИ либо вызвать ГАИ самим;
✓ склонность "договариваться": в ходе препирательств объявленная цена может упасть в несколько раз;
✓ при согласии жертвы на выплату "подставлялы" требуют оставить им документы, мобильный телефон или автомобиль в качестве залога.
Меры противодействия тоже прежние:
✓ не соглашаться ни на какие договоренности без оформления протокола в ГАИ (всегда можно сказать, что ваша страховая фирма "Каско" без справки из ГАИ не оплачивает);
✓ ГАИ и страховщиков вызывать только самостоятельно и только со своего телефона;
✓ немедленно заснять на мобильный телефон машину "подставлял", ее повреждения, самих вымогателей и тут же переслать снимок своим знакомым.

В заключение, в качестве утешения пострадавшим от различного рода "подставлял", могу сообщить, что практически все страховые компании, работающие в столице, подписали меморандум о сотрудничестве в данной области. Была создана база данных обо всех "автомобильных" страховых случаях, в которую включаются не только номера автомобилей, попавших в ДТП, но и все участники персонально, с кратким описанием ситуации, с указанием неадекватного, агрессивного поведения. База обновляется дважды в месяц. Достаточно уже повторного попадания в "реестр", чтобы возникло подозрение в профессиональной организации "подстав". После появления подобного подозрения данные передаются в прокуратуру, и на настоящий момент несколько уголовных дел уже возбуждено.
Впрочем, в удаленных от столицы районах, не зараженных вирусом правозащитности, дела решаются еще проще. Так, рассказывают гости с Дальнего Востока, несколько "подставлял" из столицы решили съездить "побомбить" во Владивосток. Через месяц они исчезли, а еще через три – поеденные собаками туши были найдены среди диких сопок.
Как аукнется…


(с) Александр Прозоров - Новая библия автомобилиста
Назад к содержимому