Перейти к контенту
Купить  руководства по ремонту автомобилей

Автолитература
Автодата
Автоинформ

Электронные книги


Машину какой комплектности покупать

Библиотека > Новая библия автомобилиста
Машину какой комплектности покупать

В понятие комплектности можно включить:
✓ тип двигателя;
✓ системы безопасности;
✓ наличие сигнализации;
✓ мелкие сервисные дополнения, вроде центрального замка, магнитолы, люков, кондиционеров, "усовершенствованных сидений", круиз-контроля и прочего. Рассмотрим все это по порядку.
Типы двигателей
Инжекторный
Представляет собой двигатель, в котором топливо с помощью специальных форсунок впрыскивается в цилиндры в строго отмеренном, согласно расчетам компьютера, количестве.
Основными преимуществами являются: хорошая экономичность, позволяющая снизить расход топлива процентов на 20 по сравнению с карбюраторным, способность к саморегулировке, экологическая чистота.
Недостатки – высокая стоимость отдельных узлов системы впрыска, невозможность проведения самостоятельного ремонта.
Дизельный
Отличается принципиально иным принципом поджигания топлива: поршень в цилиндре сжимает воздух до такой степени, что тот нагревается выше температуры вспышки дизтоплива. В этот момент в рабочую камеру с помощью форсунки впрыскивается "горючка", вспыхивает и производит необходимую для движения работу. Подобная конструкция имеет ряд преимуществ и недостатков, заложенных в самом принципе действия.
Преимуществ у дизеля много. Он заметно экономичнее даже инжекторных моторов, потребляет дешевую солярку вместо дорогого бензина, не нуждается в сложных системах зажигания и способен работать на полностью обесточенной машине, почти не выпускает токсичных выхлопных газов.
Недостатков меньше, но они весьма специфичны. Раньше основными недостатками дизелей считали их более высокую стоимость и плохую приемистость (тупость). К настоящему моменту эти вопросы решены, и оборудованную дизелем машину трудно с первого взгляда отличить от бензиновой по поведению на дороге или цене. Однако остались врожденные недостатки, неисправимые на этом типе моторов в принципе. Это дурная привычка дизельного топлива застывать на морозе, превращаясь в кашеобразную массу, и нагрев рабочей смеси методом сжатия.
В большинстве случаев с приближением холодов на автозаправочных станциях начинают продавать так называемую "зимнюю" солярку, замерзающую при более низких температурах. Но если вы в течение, скажем, пары недель не садились за руль или садились, но проехали не очень много и о дозаправке бака пока не задумывались, то с первыми легкими морозами вас может ждать сюрприз: вы придете к машине, попытаетесь завести, сильно удивитесь ее упрямству, откроете горловину бака – и вместо топлива обнаружите странный холодец.
Лечится сия неприятность только одним способом – буксировкой машины в теплое помещение на несколько часов, сливом топлива и заменой его на более подходящее по сезону (либо разбавлением солярки бензином, керосином или спецсоставами для растворения парафинов).
...
Помните, что любая присадка, будь то антигель или депрессатор, является средством превентивного действия и совершенно бесполезна для применения постфактум, когда содержимое топливного бака уже расслоилось или, хуже того, превратилось в "сметану". Температура помутнения летнего дизельного топлива (начала выпадения кристаллов парафина) составляет 5 градусов ниже нуля, после чего эти кристаллы начинают забивать фильтр и не пропускать топливо к двигателю. Чтобы депрессатор получил шанс начать действовать, температура топлива в момент введения присадки должна быть хотя бы 10 градусов выше нуля.
Вопреки известной поговорке, что кашу маслом не испортишь, увеличение содержания присадки в топливе сверх ее эффективной концентрации, предписанной инструкцией, не приводит к улучшению температурных свойств солярки. Кроме того добавление депрессорной присадки в дизтопливо снижает температуру его применения не более чем на 10 градусов, а потому панацеей в сильные морозы не является.
Альтернативой присадкам являются системы подогрева фильтров и топливопроводов, но, если дизтопливо замерзло в баке, не помогут даже они.
Другой сюрприз может ждать владельца более или менее "пожилого" дизеля даже при качественном топливе. Это когда при морозце в 10–15–20 градусов водитель будет долго и упорно крутить мотор стартером, а в ответ не получит ничего: в рабочей камере промороженного за ночь двигателя даже хорошенько сжатый воздух откажется нагреваться до температуры вспышки, и дизтопливо будет впрыскиваться в цилиндры без всякой пользы.
Разумеется, все конструкторы дизельных моторов знают об этой проблеме и упорно ищут пути ее разрешения. Они придумывают различные свечи, подогревающие рабочие камеры, предпусковые подогреватели всего мотора, разрабатывают специальные составы для холодного пуска. Однако старый двигатель, он старый и есть – дополнительные схемы, которые не используются по полгода, в нужный момент зачастую оказываются нерабочими; отработавшего половину срока аккумулятора и на предпусковой прогрев, и на саму работу стартера одновременно не хватает, и начинается для владельца "дизеля" долгая сезонная головная боль…
Впрочем, многие автомобилисты не пользуются машиной в зимнее время, и для них эти неприятности безразличны. Увы, заниматься самостоятельной регулировкой и ремонтом дизеля неспециалист не в состоянии, для этого нужны и аппаратура, и опытный механик.
После капремонта
Да-да, есть такой тип двигателя. Сплошь и рядом можно наткнуться на объявления о том, что мотор продаваемой машины только-только прошел капремонт. На основании этих слов продавец зачастую пытается повысить цену. Вам следует категорически не обращать внимания на эти утверждения, поскольку:
✓ проверить, производился капремонт или нет, невозможно, и переплачивать за абстрактные слова вполне реальные деньги нет никакого смысла;
✓ то, что владелец машины перед ее продажей занимается столь сложным и дорогостоящим делом, как капремонт, по меньшей мере, странно и навевает мысли об обмане;
✓ капремонт – дело сложное, и, поскольку вы не знаете, где, кто, в каком состоянии и с помощью каких инструментов им занимался, у вас должны возникнуть вполне понятные сомнения в его качестве.

Таким образом, "двигатель после капремонта" – это скорее недостаток, чем достоинство приобретаемой машины.
Самый хороший двигатель
Если вам скучны вышеприведенные рассуждения и вы хотите получить готовый ответ, то он таков: на сегодняшний день оптимальна покупка машины с инжекторным двигателем.
Если вы не собираетесь заниматься ремонтом самостоятельно, то сложности с проверкой и настройкой электронных систем вас интересовать не должны. Зато "инжекторы" экономичны, самостоятельно решают многие текущие задачи по настройке опережения углов зажигания в зависимости от качества топлива, заводке и прогреву двигателя, они мощны и приемисты в широком диапазоне оборотов.
Системы безопасности автомобиля
К таковым обычно относят всякого рода ABS, подушки безопасности, системы контроля устойчивости, контроля состояния водителя и прочие рекламные мульки.
Если вас действительно заботят ваша личная безопасность и безопасность ваших пассажиров, помните: самая надежная защита при аварии – это габариты вашей машины. Чем больше железа находится между вами и перебегающим дорогу столбом, тем меньше шансов у бетонного нарушителя добраться до вашего мягкого, податливого тела.
К сожалению, за лишний вес автомобиля приходится расплачиваться повышенным расходом топлива, поэтому все автомобильные фирмы стремятся подменить реальную безопасность прочного корпуса различными полумерами. Но никакие ремни и подушки, установленные в "Фиат-уно", не уравняют его по безопасности даже с обычной "Волгой" – потому что удар, способный лишить "Волгу" капота, крохотный "Уно" раздавит в лепешку со всеми пассажирами.
Сигнализация
Разумеется, если вы покупаете дорогую машину и хотите, чтобы она была оборудована сигнализацией, лучше сделать это самому: в мастерской, которой вы доверяете, и под своим личным контролем.
С другой стороны, уже установленная сигнализация избавит вас от лишних хлопот по ее монтажу. Но при покупке машины с рук с уже установленной сигнализацией обязательно проверьте, какое количество брелков зашито в память охранного процессора (чаще всего эту проверку можно сделать самостоятельно).
Наличие дополнительных сервисных услуг
Разумеется, мелкие удобства всегда приятны. Но помните, что все, чего вам хочется иметь в машине, вы можете установить сами, а вот вернуть машине молодость – вряд ли. Поэтому при наличии выбора более "свежий" автомобиль без "примочек" все-таки предпочтительнее "обжитого", но старого.
Прочие дополнительные опции
Читая объявления о продаже автомобиля, можно столкнуться с некоторыми часто встречающимися аббревиатурами, смысл которых неопытному человеку может оказаться непонятен. Попробую их расшифровать.
Круиз-контроль
Устройство, которое обеспечивает автомобилю постоянную заданную скорость. Скажем, вы разгоняетесь до 99 километров в час, включаете круз-контроль, отпускаете педаль газа, отваливаетесь в кресло и лишь подправляете автомобиль в нужном направлении. Круиз-контроль автоматически отключается при любом нажатии на педаль газа, тормоза или сцепления.
Вещь очень удобная при дальних поездках по пустынным шоссе и совершенно бесполезная в городе или на забитых машинами пригородных дорогах.
Турбо
Если это не просто красивая мулька на кузове (что бывает), то она означает, что во впускном тракте стоит компактный компрессор (турбина), который увеличивает давление в цилиндрах заметно выше атмосферного. Благодаря этому в мотор попадает больше рабочей смеси, которая выделяет больше тепла и совершает больше работы. А значит, с двигателя одного и того же размера (объема) можно снять чуть не вдвое больше мощности.
Следует помнить, что при этом и нагрузки на детали мотора увеличиваются во много раз – следовательно, увеличение мощности происходит за счет ресурса. Впрочем, на практике эта разница обычно незаметна – при плохом уходе обычный двигатель может выйти из строя куда раньше, нежели турбо.
Шестнадцатиклапанник
Хитрая уловка, близкая по смыслу к предыдущей. Установка в головку четырехцилиндрового мотора шестнадцати клапанов вместо восьми позволяет не столько быстрее продувать цилиндры, сколько уменьшить размеры, вес, а значит – и массу клапанов. Имея меньшую инерционность, они успевают вдвое быстрее совершать циклы открытия-закрытия окон, двигатель за единицу времени делает вдвое больше оборотов, сжигает вдвое больше топлива, выдает вдвое больше мощности.
АПБС (антипробуксовочная система)
Теоретически препятствует пробуксовке, то есть позволяет легче разгоняться по льду. Имеет крайне малое распространение, так как на деле часто достигает прямо противоположного эффекта. Там, где нормальная машина способна хоть как-то двигаться, разбрасывая из-под колес комья грязи и фонтаны снега, техника, оборудованная АПБС, заседает намертво, поскольку система не дает колесам крутиться.
ABS (антиблокировочная система)
Позволяет неопытным водителям смело давить на тормозную педаль, не допуская юза. Она же всячески вредит опытным водителям, не позволяя сорваться в задуманное боковое скольжение или развернуться на месте на 180 градусов. Кроме того, иногда заметно увеличивает тормозной путь машины.
Дело в том, что дороги далеко не всегда бывают ровными, и на неровностях, так называемой "гребенке", колеса ненадолго отрываются от покрытия. Если в такой ситуации нажать на тормоз, то оторвавшиеся колеса, естественно, будут заклиниваться. Система ABS воспримет заклинившее колесо как сорвавшееся на "юз" и сбросит давление в тормозной системе, создавая полную иллюзию гололеда, – что на жарком летнем шоссе может оказаться для водителя весьма неожиданным и неприятным сюрпризом.
АКПП (автоматическая коробка переключения передач)
Очень удобное изобретение, поскольку оставляет водителю только две педали: газ и тормоз – "ехать" и "стоять", выполняя самостоятельно все промежуточные функции. Она особенно удобна в городских пробках, когда для неторопливого движения достаточно просто ненадолго отпускать педаль тормоза. Правда, АКПП куда капризнее обычной коробки в обслуживании и намного, намного дороже в ремонте.
Бытует мнение, что расход топлива на "автоматах" выше, чем на обычных машинах. Это неправда. На самом деле благодаря тому что в АКПП переключение передач происходит намного быстрее и в наиболее благоприятный момент, более низкое КПД автоматической коробки полностью компенсируется ее "профессионализмом".
ГУ (гидроусилитель руля)
Специальный механизм, подталкивающий вас под руку при поворотах, помогая повернуть руль с минимальным усилием. Значительно облегчает жизнь водителя, позволяя крутить руль "одним пальцем", расходуя при этом очень мало бензина (кондиционер поглощает его в несколько раз больше). Основной недостаток: неожиданный выход гидроусилителя из строя приводит к ощущению "заклинившего руля" и может закончиться аварией.
...
На оборудованной гидроусилителем руля машине руль нельзя долго удерживать в крайнем положении. При этом перекрывается клапан подачи масла и насос фактически заклинивается, что ведет к перегрузке и может закончиться поломкой. Поэтому при повороте, если руль оказался в крайнем положении, его рекомендуется немного отпустить для восстановления циркуляции.
Практически любое улучшение управляемости или повышение мощности машины имеет свои недостатки, прямо вырастающие из достоинств, а потому не стоит сильно огорчаться из-за того, что у вас на машине отсутствует гидроусилитель или автоматическая коробка передач. Они в любом случае не смогут управлять машиной вместо вас.
Какой привод лучше всего
Машины разделяются по типу привода на четыре основных разновидности:
Привод на одно колесо
В качестве примера можно привести популярную в Германии машину "Трабант". На первый взгляд, этот привод подкупает своей простотой. Но приложенный только с одной стороны конструкции вектор тяги постоянно пытается повернуть машину; при попытке приложить к одному колесу большое тяговое усилие оно начинает проворачиваться на одном месте. В силу этих причин привод на одно колесо распространения в автостроении почти не получил.
Привод на задние колеса
Позволяет придать машине значительное ускорение, хорошо отработан, помогает сохранять, по крайней мере, частичное управление в условиях заноса. В качестве недостатков можно назвать необходимость использования карданов и заднего моста, которые заметно утяжеляют конструкцию автомобиля, удорожают ее и приводят к повышенному расходу топлива.
Привод на передние колеса
Позволяет облегчить машину, удешевить ее, снизить расход топлива. Кроме того, несколько улучшает устойчивость машины на дорогах. К недостаткам следует отнести невозможность контроля над машиной в случае заноса, а также невозможность придать машине значительное ускорение: при разгоне благодаря инерции центр масс смещается назад, передняя ось автомобиля значительно разгружается – и передние колеса начинают проворачиваться.
Полный привод
Оптимален как с точки зрения управляемости машины, так и в условиях разгона, прекрасно ведет себя на бездорожье. Недостатки – наличие двух ведущих мостов и необходимость раздаточной коробки – утяжеляют и усложняют конструкцию, ведут к заметному перерасходу топлива.

В качестве готового ответа автор этих строк рекомендует машины с передним приводом. Если вы не собираетесь ставить рекордов скорости и проходить повороты в боковом скольжении, на первое место по важности выходит экономичность – а здесь лидерство удерживают именно машины с передним ведущим приводом.
Какой кузов лучше
Очень грубо легковые машины можно отнести к однообъемникам, когда пассажиры и груз находятся в общем салоне, и двухъобъемникам, когда багажник сделан отдельно, позади или впереди салона.
Однообъемники изначально кажутся предпочтительнее, поскольку имеют большее внутреннее пространство, способны взять больше груза – но только до тех пор, пока вам не понадобится перевезти что-либо пахучее, вроде ведра соленых огурцов, банки растворителя, треснувшей канистры с бензином, либо какой-нибудь пыльный груз. Если же багажник сделан отдельно – вы можете кататься в вечернем костюме даже тогда, когда в грузовом отсеке пылятся несколько мешков с цементом.
Салоны всех машин изготавливают либо с двумя дверцами, либо с четырьмя (однообъемники при этом называются трехдверными и пятидверными кузовами соответственно).
Наиболее удобны салоны с двумя дверьми. В таких случаях:
✓ посаженные на заднее сиденье дети не могут вывалиться на дорогу, балуясь с ручками и случайно открыв дверь;
✓ отходя от машины, вам нужно проверять вдвое меньше дверей;
✓ две двери дешевле четырех;
✓ две двери в полтора раза шире обычных, что значительно облегчает посадку и высадку.
Если, поездив пару месяцев на двухдверной машине, вы захотите сесть в престижный "мерседес", то первое, что вас поразит, это неудобные, узкие двери.
Четыре двери в салоне оправданы только тогда, когда вам очень часто приходится возить пассажиров на заднем сиденье и эти пассажиры – не дети.
Цвет машины
На вкус и цвет товарища нет, и если вам нравятся машины темно-бордового цвета, значит, покупайте темно-бордовую. Но если у вас нет столь ярко выраженных пристрастий, то помните, что летом белые и серебристые машины нагреваются на солнце куда меньше машин темных цветов, а зимой все зависит только от печки.
Так какая машина самая лучшая?
Если кратко – то все достоинства и недостатки любого автомобиля всегда отражены в его цене. Поэтому можете просто выбрать авто, которое вам по карману и которое просто понравится, "на сердце ляжет", – и все.
Очень часто покупатели берут с собой на рынок опытного товарища, который может дать хороший совет. Относитесь к таким советам с достаточной мерой скепсиса. Иначе вам насоветуют драный лимузин канареечного цвета только потому, что у него хорошая компрессия и еще крепкая подвеска. Не забывайте, что ездить в машине все-таки вам и вы проведете в ней много-много часов. Поэтому машина должна радовать вас, а не автомеханика.
(с) Александр Прозоров - Новая библия автомобилиста
Назад к содержимому