Перейти к контенту
Купить  руководства по ремонту автомобилей

Автолитература
Автодата
Автоинформ

Электронные книги


Как доехать в ремонт без тормозов?

Библиотека > Учебник начинающего рукожопа
Как доехать в ремонт без тормозов?

Провалилась тормозная педаль, машина не тормозит. Как доехать хотя бы до городской окраины, чтобы вызвать эвакуатор?
"Провал" тормозной педали свидетельствует о том, что из системы вытекла жидкость. Данная ситуация всегда (!) предваряется загоранием сигнальной лампочки о нехватке тормозной жидкости!
Внимание, очень важно! Не игнорируйте красные сигналы на приборной панели, если не хотите попасть в аварию из-за поломки, которую легко и просто предотвратить!
Посему помните: как только у вас загорелась красная лампочка со значком тормозов – при первой же возможности нужно остановиться, взглянуть сбоку на бачок с "тормозухой" (они всегда полупрозрачны), убедиться, что жидкости действительно мало и сигнальная лампочка предупреждает именно об этом, купить в ближайшем магазине жидкость "ДОТ-4" и долить ее в бачок.
Очень важно!!! Продолжая движение в сторону ближайшего магазина автозапчастей, ее забывайте о существовании ручного/стояночного тормоза – сразу примерьтесь, насколько удобно его дергать и уберите вещи, которые могут этому помешать – и не разгоняйтесь выше 40–50 км/ч. Через 5 минут остановитесь и посмотрите на бачок еще раз: убедитесь, что уровень жидкости не продолжает стремительно понижаться.
Если уровень тормозной жидкости стремительно снижается – нужно искать неисправность. При этом, если до ремонта ехать далеко, и есть риск остаться без тормозов, в бачок допустимо налить любую доступную жидкость (все равно потом промывать).
Однако допустим, после загорания лампочки жидкость дальше не уходит, а после долива – сигнализация погасла.
Практически всегда после этого о лампочке и тормозах можно забыть на годик-другой. Ибо это ситуация житейская: износ колодок освобождает место в цилиндрах суппортов и жидкость перетекает в них.
Если через день-два, неделю или месяц лампочка загорелась снова – это уже повод для беспокойства. В этом случае вам необходимо искать место утечки (оно хорошо заметно по следам свежих потеков с внутренней стороны колеса, достаточно просто заглянуть под машину).
Если потеков на колесах нет, а "тормозуха" куда-то пропадает – это есть первейший признак неисправности гидровакуумного усилителя тормозов: жидкость вытекает в эту объемистую банку через надорванную мембрану. Нужно готовиться к ремонту: съездить на станцию, уточнить, какие нужны запчасти, заказать их и записаться на замену усилителя на удобный вам день.
Если же при беглом осмотре вы обнаружили подтеки с внутренней стороны одного из колес – это значит, что на нем прохудились манжеты тормозного цилиндра.

Случается, манжеты рвутся, либо (при предельном износе дисков и колодок) суппорта вылезают из цилиндров. При этом "тормозуха" течет ручьем, стремительно опустошая бачок. Чтобы добраться до ремонта, в простейшем случае можно залить в бачок жидкость-заменитель: при этом масло лучше водки (тормозная жидкость не должна закипать под давлением), водка лучше воды (не замерзнет в мороз), вода лучше всякой грязи (но когда нужно ехать любой ценой – приходится лить все, что попадает под руку, или даже находится в мочевом пузыре). Однако тут нередко случаются накладки: залив полный бачок жидкого мыла, вы нажимаете на тормозную педаль, и она начинает медленно уходить вниз. Вы нажимаете повторно – и опять та же картина. Несколько качков – бачок пустой.
Что делать?
Капитан Очевидность кричит, что нужно вызывать эвакуатор.
Внимание, очень важно! Ездить на машинах с неисправной тормозной системой водителям категорически запрещается!
Однако мы условились, что машина находится в лесной глуши. Ездить с неисправными тормозами нельзя – но в нашей ситуации очень-очень нужно, ибо надежды на эвакуатор никакой, а буксировать машину без тормозов тоже невозможно.
Приступаем к операции спасения.
1. Вам нужно:
– еще раз полностью залить опустевший бачок;
– несколько раз качнуть педалью, выгоняя попавший в систему воздух, и долить бачок еще раз;
– вывесить колесо у неисправного суппорта (цилиндра);
– снять колесо;
– взять кусочек полиэтилена и сложить несколько раз, либо с помощью ножа срезать с протектора одного из колес кусочек резины (при наличии неподалеку на дороге, в ближайшей помойке или в багажнике обрывка старой камеры лучше использовать его);
– отвинтить тормозную трубку;
– поместить отрезанный кусочек в отверстие, в которое вкручивается трубка;
– прикрутить трубку на место.
Все! Кусочек резины или полиэтиленовая заглушка не позволят тормозной жидкости поступать в неисправный цилиндр, и вы получите абсолютно исправную тормозную систему на всех остальных колесах. Этого более чем достаточно, чтобы доехать до сервис-центра даже в сложной дорожной обстановке.
Очень важно! При полностью отвернутой тормозной трубке из нее будет потихонечку вытекать та пакость, которую вы временно используете вместо тормозной жидкости. Если в этот момент бачок окажется пуст, в систему попадет воздух и про исправность тормозов на остальных колесах говорить не придется. Так что не нарушайте вышеописанный порядок действий, он отнюдь не произволен.
2. Если по наличию подтеков вы поняли, что тормозная трубка перебита (треснута, надломана) где-то на полпути к колесу – то ее следует заклепать немного выше места повреждения. Трубку все равно придется менять, поэтому проявлять жалость к этой предавшей вас детали нет никакого смысла.
3. Есть еще один вариант отказа тормозов: вы нажимаете на педаль, а она плавно уходит вниз, причем уровень жидкости в бачке остается неизменным. Машина при этом тормозит плохо, либо не тормозит вовсе. Это – характерный признак разрыва манжеты главного цилиндра. Неисправность копеечная, но для ее устранения вам все равно каким-то образом придется добираться до мастерской.
Сделать это безопаснее всего с помощью эвакуатора. Но чтобы выбраться из леса к тому месту, куда он сможет подъехать:
– примерьтесь к рычагу ручного тормоза. Временно вам придется пользоваться только им – он умеет затормаживать задние колеса независимо от основной тормозной системы;
– не нужно разгоняться свыше двадцати километров. Помните – эффективность задних тормозов почти втрое ниже передних;
– помните про возможность торможения двигателем. Собираясь снизить скорость, не выключайте передачу и не выжимайте сцепления.
4. И наконец, самое неприятное:
Если вы узнали про неисправность тормозов в тот момент, когда уже катитесь вниз по крутому склону, то порядок ваших действий должен быть таков:
– включите пониженную передачу, плавно отпустите сцепление. При этом уже колеса начнут раскручивать двигатель, причем им потребуется примерно такое же усилие, как двигателю для разгона до соответствующей скорости;
– после заметного снижения скорости перейдите на еще более низкую передачу;
– дойдя до первой передачи, потяните рычаг стояночного тормоза;
– снизив скорость до минимально возможной, выключите зажигание.
Автоматическая коробка передач позволяет водителю поступать точно так же, принудительно включая пониженные передачи. Но АКПП этого "не любит".
Впрочем, в аварийной ситуации водителю уже не до сбережения ресурса коробки передач.
Очень важно! К сожалению, при четвертом варианте развития событий у вас не будет времени достать данную книгу и прочитать вышеприведенный совет. Посему перечитайте его трижды прямо сейчас и попытайтесь мысленно представить порядок действий в аварийной ситуации. Пусть он хорошенько отложится в вашей памяти – не дай бог понадобится.
Лопнул тросик стояночного тормоза. Как теперь парковать машину, если до любимого автосервиса еще добираться и добираться?
Многие водители не считают нужным особо беспокоиться о стояночном тормозе, оставляя автомобиль с включенной передачей КПП. Между тем, на больших уклонах это не самая лучшая практика, поскольку никакой жесткой фиксации деталей кривошипно-шатунного механизма в двигателе не предусмотрено и под нагрузкой он начинает проворачиваться, а автомобиль – двигаться под уклон. Однако в этом случае в качестве тормоза можно использовать передние колеса. Когда машина стоит носом вниз, колеса следует повернуть направо. "Авто" немного скатится и упрется повернутыми колесами в бордюр (или, при отсутствии тротуаров, в иное препятствие, выбранное вами специально). Если машина стоит носом вверх, руль следует повернуть налево. "Авто" откатится назад и опять же упрется в бордюр.
Кстати, есть прямой смысл выворачивать колеса при парковке на уклонах даже при полностью исправном "ручнике" – на тот случай, если он вдруг окажется слишком слабым или оборвется.
(с) Александр Прозоров - Учебник начинающего автовладельца
Назад к содержимому