Перейти к контенту
Купить  руководства по ремонту автомобилей

Автолитература
Автодата
Автоинформ

Электронные книги


Что нужно знать о "турбированном" двигателе?

Библиотека > Учебник начинающего рукожопа
Что нужно знать о "турбированном" двигателе?

Смысл их существования базируется на одной простой идее: если в цилиндр напихать в три-четыре раза больше воздуха, то в нем можно будет спалить в три-четыре раза больше топлива и получить в три-четыре раза больше мощности с мотора прежнего размера. Таким образом, маленькая турбинка способна совершить настоящее чудо, превратив вялого ленивого хомячка в могучего ревущего тигра!
Но за всякое чудо, как известно, нужно платить. И хорошо – если не своею невинной бессмертной душой.
Чем платят турбинисты?
В основном – хроническими потерями масла в двигателе. Но не только.
Очень важно! Прикасаться к турбине на работающем двигателе и первые 10–15 минут после его остановки крайне опасно! Турбина нагревается до очень высоких температур!!! Можно сильно обжечься!
Волшебная турбинка опасна тем, что раскручивается выхлопными газами до оборотов в десятки тысяч в минуту. При этом она жутко раскаляется с одной стороны (температура выхлопных газов держится около тысячи градусов) и дает сильнейшее разрежение с другой (засасывает воздух, чтобы под давлением загнать его во впускной тракт). Между этими полюсами находится маленький вал с парой сальников и маленьким подшипником. Или двумя.
Работающие в жутких условиях подшипники охлаждаются маслом из двигателя и им же смазываются.
Пока все хорошо – все хорошо.
– Но если только хоть слегка засоряется сливная масляная магистраль – полость подшипника наполняется маслом, оно замечает разрежение со стороны всасывающей турбины – и устремляется туда. Порция за порцией. Пока насос не высосет полость картера досуха. И тогда все, что вращается в двигателе – заклинивается из-за масляного голодания.
– Но если сальники снашиваются и плохо держат давление, то масло замечает разрежение даже в штатном режиме и начинает всасываться в двигатель даже при исправной сливной магистрали.
– И вообще, если давление в масляной магистрали просто слишком высокое, то масло запросто может продавиться через сальники и…
Правильно! А там – разрежение!
По вышеизложенной причине владельцам турбированных моторов – даже новых – следует внимательно следить за уровнем масла в двигателе и цветом выхлопных газов. Если дымок стал сизым – сразу бежать и проверять щуп!
Основные признаки неисправности турбины: высокий расход масла, сизый дым из трубы, запах горелого масла, следы масла на выпускном коллекторе, падение мощности, неравномерная работа двигателя на холостых оборотах, закопченные свечи.
А кроме того, если работающие в ужасающих условиях подшипники снашиваются, турбина начинает слегка болтаться в посадочных местах, задевать корпус. Из-за этого есть риск откалывания мелких металлических крупинок и засасывания их в двигатель. Что может вывести из строя клапаны цилиндров.
Если турбина уже совсем при смерти, то лопасти скрежещут о корпус, турбомотор плохо заводится, глохнет на холостых оборотах и дымит по-черному. До этого лучше не доводить – обращаться в сервис сразу, едва только турбина начинает шуметь и возрастает расход масла.
Очень важно! Причиной шума и дымности может быть также негерметичность входного воздушного тракта. Поскольку воздух идет по нему под давлением, то через неплотности вырывается не только с бандитским свистом, но и зачастую с самыми невероятными и ужасающими рыками и скрежетами. Прежде чем мчаться в ремонт с жалобой на турбину – исключите эту возможность, проверьте герметичность входного тракта.
Что такое "турбояма"?
Когда водитель турбированной машины нажимает на газ, в цилиндры начинает поступать немного больше топливной смеси.
Почему "немного"?
Если вспомнить устройство турбонагнетателя, то обнаружится, что он раскручивается выхлопными газами и на холостых оборотах – давление во впускном тракте минимально. Как бы водитель на газ ни давил – пока обороты турбины маленькие, то и давление во впускном тракте маленькое. Практически – как у обычного "атмосферника".
Но после нажатия на "газ" по мере сгорания повышенного количества смеси давление выхлопных газов начнет расти, турбина начнет раскручиваться…
Раскручиваться…
Раскручиваться…
Раскручиваться…
И когда наконец-то раскрутится – вот только тогда двигатель и выйдет на свою "турбированную" мощность!
Промежуток между нажатием на педаль газа и окончанием раскрутки турбины, во время которого мотор своей заявленной мощности не выдает, и называется "турбоямой".
Явление это всем известно, производители с ним борются и даже утверждают, что победили – но мы-то знаем, что это не ошибка, а врожденная конструкционная особенность существующих турбонагнетателей. Турбодвигатель без "турбоямы" – это как курица с семью ногами. Мечтать можно, но вот вывести – малореально.
Почему турбированный двигатель нельзя просто заглушить?
1. Во время работы под нагрузкой турбина крутится на высоких оборотах. Если заглушить двигатель – остановится масляный насос, и подшипники турбины перестанут смазываться. Между тем, хорошо раскрученная турбина остановится далеко не сразу, ее инерция измеряется минутами. В результате тяжелой работы "всухую" – особенное в первые, самые "высокооборотистые" секунды – подшипникам турбины наступит закономерный кирдык.
2. Во время работы под нагрузкой турбина еще и сильно раскаляется! Если ее не охладить перед остановкой – большим количеством не очень горячих выхлопных газов, вырабатываемых на холостых оборотах – то оставшееся в подшипниках и вокруг масло из-за перегрева частично выгорит, закоксуется и заклинит турбину.
Поэтому перед выключением турбированный двигатель необходимо "покрутить" на холостых оборотах хотя бы 3–4 минуты.


(с) Александр Прозоров - Учебник начинающего автовладельца
Назад к содержимому