Перейти к контенту
Купить  руководства по ремонту автомобилей

Автолитература
Автодата
Автоинформ

Электронные книги


Что нужно знать об "электрике"?

Библиотека > Учебник начинающего рукожопа
Что нужно знать об "электрике"?

Самое главное: помните, что в машине существуют предохранители!
Это может показаться смешным, однако нередко про сей банальный факт забывают даже матерые профессионалы. Что уж говорить о простых водителях, которые зачастую обращаются в автосервис и платят весьма реальные деньги за банальную замену предохранителя?
Основные признаки перегоревшего предохранителя – это отказ не одного, а сразу двух и более устройств. Если сгорела одна лампочка – это, понятно, перегорела лампочка. Если же сразу все габариты, либо приемник плюс отопитель, либо все приборы – это, видимо, уже предохранитель.
Способов найти вышедший из строй предохранитель три:
по книжке
В руководстве к автомобилю всегда имеется схема расположения предохранителей и указание, какие приборы на какой предохранитель запитаны и где оный должен находиться;
тестером
Колодка предохранителей прощупывается вся на предмет поиска предохранителя с ненулевым сопротивлением;
лампочкой-пробником
Это двухнитевая лампа накаливания, к которой припаяны два крокодильчика и одна иголка.
Разумеется, я никогда бы не предложил благородному автовладельцу марать свои руки припоем, проводами и паяльником и мастерить "пробник" самому – однако водительская смекалка уже ушла в массы, и подобные приспособления можно купить в магазинах. Они очень удобны: тут вам и свет, тут вам и тестер.
Один крокодильчик крепится на массу, второй – на фазу (в данном случае – на любой из контактов колодки, от прикосновения к которому лампочка загорится).
Теперь у вас будет свет в весьма неудобном месте (колодки с предохранителями всегда прячут куда-то в неудобье), и вы сможете, включив отказавший прибор, прощупать все предохранители по очереди: одну сторону, другую, одну-другую. Предохранитель, на одной стороне которого лампа загорается ярче (вторая спираль в добавление к первой), а на другой нет – умер.
Очень важно! Никогда не вставляйте вместо предохранителей монеты или болты, как это делают настоящие профессионалы! Иначе вместо предохранителей у вас начнут гореть приборы. Заменить предохранитель можно (точнее – нельзя, но если очень хочется…) либо полоской фольги, либо медной жилкой из многожильного автомобильного провода.
Если все предохранители целы – можно либо "прозвонить" цепочку от выключателя до неработающего прибора, любо плюнуть и отправиться в автосервис.
Очень важно! Если отказавший предохранитель перегорел повторно – менять его снова нет смысла, пока не будет выявлена причина. Поищите перетершийся провод. Если не найдете – отправляйтесь к электрикам-профессионалам.
Почему электрооборудование в машине работает только на одном проводе?
Потому, что вторым проводом является сам автомобиль. И потому с каждого аккумулятора черный, как совесть ленивого электрика, провод с отрицательной, минусовой клеммы крепится "на массу", а алый, как короткое замыкание, красный провод заматывается изолентами и уходит в дебри проводки, разбегаясь по приборам.
Почему это сделано именно так, а не иначе – говорить не стану, ибо наука физика утверждает, что в автомобиле все состряпано неправильно и наоборот. Но не переделывать же все машины мира только потому, что они противоречат требованиям современной науки?
Проще плюнуть и забыть.
Из всего вышесказанного водителю нужно запомнить лишь два факта:
Черный – масса/минус.
Красный – фаза/плюс.
Далеко не на всех автомобильных приборах маркировка наносится знаками – нередко можно увидеть только цвет.

А кроме того, если вам нужно подключить прибор напрямую, а не через гнездо, то знайте: боковые контакты штекера – это "масса/минус", а центральный – "фаза/плюс". Не перепутайте полярность при включении автонасосов и бортовых регистраторов!
Как правильно "прикуривать"?
Эту процедуру приходится видеть сплошь и рядом: водитель, аккумулятор которого изрядно подсел, договаривается с соседом, тот подгоняет свою машину, два аккумулятора соединяются проводами в единое целое, радостный страдалец кидается к своей машине, поворачивает ключ зажигания и…
Что при этом происходит?
Вы подключили к своему генератору (и реле) помимо своего аккумулятора еще и чужой, разряженный, а затем устроили в сети короткое замыкание (включился стартер "дохлой" машины). Ситуация, в реальных условиях никогда не возникающая, – когда вы заводите свой автомобиль, генератор не работает. Реле зарядки вместе с генератором судорожно пытаются "вытянуть" напряжение до положенного уровня – и тут вы подкидываете им новый сюрприз – неисправный автомобиль завелся. Ток короткого замыкания мгновенно превращается в ток зарядки (с генератора машины-реципиента). Поскольку в работе реле имеется некоторое запаздывание, напряжение мгновенно прыгает почти до 20 вольт, и… в каждом третьем случае реле зарядки или диодный мост машины-донора выгорают.
И правильно – ни одно доброе дело не должно остаться безнаказанным!
Для умненькой машины с бортовым компьютером это выглядит еще круче:
Вы подключаете к своему аккумулятору чужой, изрядно севший. Напряжение в бортовой сети падает.
"Ага, – думает компьютер, – где-то перерасход энергии. Сделаем-ка мы отметку в памяти и подадим сигнал водителю, что ему необходимо съездить в ремонт".
Вы покачиваете клеммы, чтобы обеспечить лучший контакт. Напряжение в сети прыгает.
"Ага, – соображает компьютер, – пошли скачки. Наверное, генератор дурит, или проводку менять надо. Сделаем отметку в памяти для последующего ремонта в сервис-центре".
Водитель машины-донора включает стартер…
"Э, да ведь это натуральный "коротыш"! – пугается компьютер. – Нужно немедленно все заглушить и обесточить, пока пожара не случилось! На станции потом разберутся..."
В итоге ваш довольный сосед уезжает, а вы, удивленно почесывая в затылке, остаетесь бродить вокруг заглохшего автомобиля.
На самом деле давать "прикурить" все-таки можно. Но делать это нужно с заглушенным двигателем, пока компьютер "спит". И не позволяйте "сосать" ваше электричество больше одной-двух минут! Если машина-реципиент не заводится так долго – пусть сперва найдут неисправность.
Очень важно! Как восстановить свой автомобиль после такой поломки (неправильное использование в качестве донора)? Этот рецепт упоминался уже дважды: снять клемму с аккумулятора на 10–15 минут. Память компьютера обнулится, он проведет диагностику "с чистого листа" и, если ничего не перегорело, позволит завести машину.


(с) Александр Прозоров - Учебник начинающего автовладельца
Назад к содержимому