Перейти к контенту
Купить  руководства по ремонту автомобилей

Автолитература
Автодата
Автоинформ

Электронные книги


Как выбрать автомобиль ?

Библиотека > Учебник начинающего рукожопа
Как выбрать автомобиль

Какую машину лучше всего купить?
Парой глав выше имелся подробный список советов по самостоятельному ремонту и обслуживанию "потрепанных" автомашин. Просматривая его, вы наверняка уже прикинули свои силы и желания: готовы ли вы к подобному развлечению – латать свое авто, подтягивать, проверять, ремонтировать? Или предпочитаете только управлять, предоставляя все работы по обслуживанию автомобиля кому-нибудь другому?
Ибо первый вопрос, который вам придется решить – это покупать новую машину или "с пробегом"?
На первый взгляд кажется, что новый автомобиль предпочтительнее: он на гарантии, в нем все исправно, он совершенно точно не был в угоне, он совершенно точно не ввозился с нарушениями таможенных правил, он собран из новых частей, не бит, не варен, он красивый, блестящий, приятно пахнет – а если что-то неприятное о ним и выяснится, то местонахождение магазина известно, и с него всегда можно вытряхнуть компенсацию.
Но если вспомнить, что, едва выехав из дверей магазина, автомобиль тут же теряет 30 % стоимости – вопрос становится уже не так очевиден. Если не гнаться за "новьем", то за те же самые деньги можно купить автомобиль заметно более высокой ценовой категории. Причем этот автомобиль будет уже оснащен дополнительным сервисным оборудованием типа датчиков парковки, ковриками, антеннами, аудиосистемой. А если покупаете у знакомых – то и сигнализацией.

Очень важно! В любом случае не стоит покупать машину "на все деньги!" – за сумму, которая есть у вас в наличии. При покупке и сразу после нее у вас неминуемо возникнут затраты на оформление, на страховку и парковку, на первый ремонт или замену расходных материалов, на установку сигнализации. Не имея под рукой нужной суммы – вы уже с первого дня ощутите от своего приобретения больше дискомфорта, нежели радости. Посему – сразу отложите примерно 15 % от суммы, чтобы безболезненно израсходовать их на неизбежные "непредвиденные расходы".
Так что дилемма такова: с одной стороны – вам нужно отложить 15 % от своего капитала на всякий случай. С другой – у вас есть шанс сэкономить от 30 до 60 процентов денег, взяв вместо новой машины аппарат с пробегом.
Запомним это и посмотрим, что предлагает нам современный рынок?
Прежде всего, машина не может быть хорошей абстрактно. Машина может быть наиболее удобной или неудобной для каких-то конкретных целей, потребностей каждого отдельно взятого водителя или семьи.
Простой пример: если исходить из безопасности водителя, то чем больше машина, тем лучше. Ибо – чем больше у него железа перед "препятствием", оказавшимся на дороге, тем меньше шансов, что это "препятствие" сможет добраться до автовладельца и его пассажиров в случае аварии.
Однако, если на этой машине ездить по городу – быстро выяснится, что запарковать ее практически невозможно, что бензина она жрет, как самосвал, а маневренность у нее, как у дирижабля. Причем скорости на городских магистралях на деле столь позорны, что даже при лобовом столкновении страдают максимум бамперы да фонари. Посему водитель быстро понимает – лучше бы он купил скутер, способный пролезть в любую щель и запарковаться за водосточной трубой и расходующий бензина в таких дозах, словно нюхает его, а не жжет.
Но для семьи, которая на работу ездит только на метро, а на машине – в основном на дачу, та же самая машина покажется даром небес, поскольку вместимость у нее будет, как у самосвала, безопасность, как у бульдозера, а расход топлива на шоссе – не так уж и велик.

Посему, выбирая машину, в первую очередь нужно честно, не обманывая себя, определиться, для чего вам нужна машина:

– машина нужна вам для престижа и редких поездок?
– машина нужна вам для престижа и частых поездок?
– машина нужна вам для личных редких поездок и отдыха?
– машина нужна вам для еженедельных поездок на дачу?
– машина нужна вам для редких выездов с семьей по городу или за город?
– машина нужна вам для частых выездов с семьей по городу и редких – за город?
– машина нужна вам для личных постоянных поездок по рабочим делам?
– машина нужна вам для всего сразу?
– машина нужна вам для дальних поездок с семьей?
– машина нужна вам для загородных выездов на охоту и рыбалку, активного отдыха?

Не торопитесь давать ответ сразу, не обманывайте себя – попытка внушить себе несуществующие запросы обойдется вам в лишние деньги, недооценка потребностей – долгими мучениями с неудачным приобретением. Правильно поставленный вопрос – это половина ответа.
Так, если машина покупается больше для престижа – то эксплуатационные расходы вообще не имеют значения.
Для разъездного же автомобиля – экономичность и надежность куда важнее цены на сам автомобиль. Если нужна машина для жизни и работы в городе – нужно брать "сумку на колесиках" типа "Оки", "Матиза" или "Хендай-Еон", компактных и экономичных, изначально предназначенных для перевозки одного человека с грузом, максимум – двух человек с небольшим багажом или парой маленьких детей.
Если основное время машина будет проводить за городом – нужно что-то с большими колесами, не боящееся колдобин и способное преодолеть глубокие лужи. Не обязательно внедорожник – подойдет и обычный "паркетный джип" или "кроссовер". Такие машины имеют мощные моторы, низкую подвеску, идеальны для дальних скоростных поездок.
Джип нужен для активного отдыха: месить грязь и песок, штурмовать броды. Для одоления буераков большая мощность совершенно излишня, и потому по шоссе так же лихо, как кроссовер джип никогда не разгонится. Зато – одолеет любое болото.
Особо обращаю внимание, что настоящий джип – это не просто полный привод. Это еще и рессорная подвеска, высокая посадка, завышенный центр тяжести. Он не сможет одолевать виражи на высокой скорости и не сможет заменить на шоссе низко сидящий кроссовер с растопыренными рычагами – как и кроссовер не сможет заменить в грязи джип.
Помните, никакая "интеллектуальная система распределения момента управления ведущими колесами" не сможет скомпенсировать низкие рычаги – цепляющие камни и корни, азартно гребущие грязь, уподобляя машину бульдозеру. Рычаги, каковые на настоящие джипы просто не ставят!
Не верьте рекламе! Универсальных машин не существует! Выбирать нужно что-то одно.
Если же одолеть болото мало, а надо еще и груз туда доставить, или поднятое из болота сокровище вывезти – тут уже пикап вне всякой конкуренции. Кабина у него менее комфортная – зато в кузов можно кидать все, что угодно, любой формы, любого состояния и даже с любым запахом. Все едино доставит до места со всеми удобствами.
Однако чаще всего люди выбирают так называемые "универсальные" автомобили – не самые экономичные, не особо вместительные, не самые маневренные, ориентируясь в размерах не исходя из своих потребностей, а опираясь лишь на сумму, которую можно потратить. Не самое лучшее решение, между прочим: целую неделю гонять по городу лишнюю тонну железа, чтобы в выходные мучиться из-за слишком маленькой вместимости багажника. На самом деле две машины: "сумка на колесах" для работы и "паркетный джип" для прогулок на дачу или на природу по эксплуатационным расходам окажутся примерно равны одной "узкоспециализированной", но вот по удобству превзойдут одну машину на все случаи жизни на голову!
Какой мотор лучше?
1. В качестве эталонного двигателя следует рассматривать самый распространенный на сегодня инжекторный тип "атмосферного" двигателя: надежный, мощный, экологически чистый бензиновый мотор. Хорош практически для любых эксплуатационных условий.
2. Второй распространенный тип моторов: дизельный. По сравнению с бензиновым он имеет огромное преимущество: он заметно более экономичен и употребляет чуть-чуть более дешевое топливо. Однако очень недолюбливает холода. Если вы предполагаете использовать машину преимущественно летом – можете считать, что у дизеля недостатков нет вовсе.
3. Третий популярный на сегодня тип двигателей – это моторы с турбонаддувом. Это "хай-тек" среди моторов – максимальная мощность при минимальных размерах. Однако – он требует к себе постоянного внимания.
Какой кузов лучше?
Очень грубо легковые машины можно разделить на однообъемники, когда пассажиры и груз находятся в общем салоне, и двухобъемники, когда багажник сделан отдельно.
Однообъемники изначально кажутся предпочтительнее, поскольку имеют большее внутреннее пространство, способны взять больше груза… Но это преимущество сохраняется только до тех пор, пока вам не понадобится перевезти что-либо пахучее, вроде ведра соленых огурцов, банки растворителя, треснувшей канистры с бензином, либо какой-нибудь пыльный груз.
Если же багажник сделан отдельно – вы можете кататься в вечернем костюме даже тогда, когда в грузовом отсеке пылятся несколько мешков с цементом.
Впрочем, для перевозки грузов на первом месте по удобству – пикап. В него можно бросать все, что угодно, не думая о весе, чистоте, запахе и размере.
Салоны изготавливаются либо с двумя дверцами, либо с четырьмя. Если считать еще за одну дверь крышку багажника – то салоны получаются, как ни странно звучит, трехдверными и пятидверными.
Четырехдверные изначально кажутся лучше – но в эксплуатации, наоборот, удобны салоны с двумя дверьми:
– в них посаженные на заднее сиденье дети не могут вывалиться на дорогу, балуясь с ручками и случайно открыв дверь;
– две дверцы в полтора раза шире обычных, что значительно облегчает посадку и высадку.
Четыре двери в салоне оправданы только тогда, когда вам очень часто приходится возить пассажиров на заднем сиденье, и эти пассажиры – не дети.
Какой цвет машины наиболее практичен?
На вкус и на цвет товарища нет, и если вам нравятся машины темно-бордового цвета – значит, покупайте темно-бордовую. Но если у вас нет столь ярко выраженных пристрастий, то помните, что летом белые и серебристые машины нагреваются на солнце куда меньше машин темных цветов, а зимой все зависит только от печки.
Дорожная грязь, кстати, наиболее заметна на темных кузовах, поскольку имеет светло-серый оттенок.

Определить истинную суть автомобильного цвета по названию не так-то просто, поэтому вот краткий переводчик:

Триумф – серебристо-красный, баклажан – фиолетовый, рубин – красный, электрон – серебристо-голубой, коралл – серебристо-темно-красный, майя – серебристо-бордовый, реклама – сигнально-красный, вишня – темно-красный, аметист – серебристо-фиолетовый, торнадо – красный, гранат – темно-бордовый, жасмин – белый, охра – золотая, примула – желтый, сафари – желто-белый, нарцисс – желтый, чайная роза – желтый, приз – серебристо-золотой, мираж – серебристо-желто-зеленый, апатия – серебристо-оранжевый, валюта-1 – серебристо-светло-зеленый, зеленый сад – зеленый, валюта-2 – серебристо-зеленый, игуана – серебристо-ярко-зеленый, липа – зеленый, оливковый – желто-зеленый, корсика – серебристо-темно-зеленый, мурена – сине-зеленый, изумруд – серебристо-темно-зеленый, папирус – серебристо-серо-зеленый, табачный – серебристо-коричнево-зеленый, монте-карло – синий, чароит – серебристо-темно-фиолетовый, форель – серебристо-серый, пицунда – зелено-голубой, опал – серебристо-голубой, голубая – адриатика, сапфир – серебристо-фиолетово-синий, синяя полночь – синий, аквамарин люкс – серебристо-сине-зеленый, аквамарин валентина – синий, лагуна – серебристо-синий, лазурно-синий – серебристо-темно-синий, металлик – серебристо-светло-бежевый, авантюрин – серебристо-черный, мокрый асфальт – серебристо-темно-серый, сандаловый – серебристо-песочный.
Какую лучше брать коробку, автоматическую или ручную?
Вот тут я твердо посоветую выбрать "автомат". Как человек, тридцать лет водивший машины самых разных типов, причем в большинстве – с ручной коробкой, могу однозначно сказать, что "автоматическая" – лучше на порядок, значительно облегчая вождение и заметно сберегая ресурс двигателя. А для начинающего водителя – даже на два порядка, делая управление машиной куда проще и безопаснее.
И, наконец, последняя мелочь.
Водителю, нацелившемуся купить экономичную и компактную малолитражку, следует понимать, что брать такой тип машин на вторичном рынке весьма рискованно. Машины этого типа, рассчитанные на нагрузку в 300 килограммов и с движком мощностью в полсотни сил, в большинстве случаев эксплуатируются на пределе своих возможностей: два пассажира и пара детей, плюс немного вещей – и подвеска выбрана полностью. На дороге газ всегда до полика – иначе не разогнаться.
Естественно, что после четырех-пяти лет такой эксплуатации автомобиль "устает" насмерть.
Автомобиль среднего класса с грузоподъемностью в полтонны при той же самой эксплуатации будет нагружен всего лишь наполовину – и потому "устанет" не сильно.
Кроссовер же при прочих равных условиях, так получатся – всю жизнь ездит "налегке".
Поэтому машину с пробегом есть смысл брать только в "старших классах".
Итак, вы сделали свой выбор?
Если считаете нужным брать новую машину – то дальше можете не читать. А если "из рук в руки" – то вам стоит узнать о машинах кое-что еще…
Чем рискует покупатель машины с пробегом?
В первую очередь, конечно, покупкой заведомо неисправной машины.
Как проверить автомобиль на исправность агрегатов?
Правильный ответ – никак.
Если дефекты не лежат на поверхности – о таких будет рассказано ниже, – то обнаружить их практически невозможно даже при самой тщательной приборной диагностике.
Если водитель приклеил в мороз на треснувшую КПП мокрую газету, а когда она примерзла – залил маслом и выставил на торг, это, понятно, заметить несложно. А вот если владелец при смене масла заметил на пробке стружку и решил избавиться от автомобиля, пока неисправность не вылезла наружу – подобного дефекта вам ни одна диагностика не определит. Старое масло слить, свежее залить – и все, никаких следов.
Так что, увы, покупка машины у незнакомого человека всегда будет лотереей. И если есть возможность – предпочитайте покупку у знакомых или, хотя бы, друзей-друзей. Про такую технику вы сможете получить хоть какую-то, мало-мальски достоверную информацию.
Что до автомобиля – рассчитывать следует на то, что до серьезного ремонта она отъездит примерно год, а далее быть морально и материально готовым в машину "вложиться".
Очень важно! Бытует миф, что автомобиль "без пробега по России" лучше "иномарки", произведенной у нас. Однако существующие пошлины делают рентабельным завоз только уж совсем откровенного хлама, купленного по дешевке и слегка подмастряченного. Если вы выбрали некий "эксклюзив", которого в России не производят – это разумное, пусть и финансово тяжелое, решение. Но если "аналог" – то мой совет предпочитать отечественное.
Как проверить "чистоту документов"?
Первое, что нужно сделать перед покупкой – самостоятельно (!) проверить на угон покупаемую машину, благо база данных "угнанных машин и транспорта, с которым запрещены регистрационные действия" открыта и общедоступна на сайте ГИБДД.
Очень важно! Момент приобретения машины настает в тот миг, когда вы подписываете документ о купле/продаже, а вовсе не при регистрации автомобиля в ГИБДД. Если при регистрации выяснится, что ваша машина находится "в черном списке" – это будет уже вашей проблемой, а не проблемой мошенника.
А вот с обременениями типа кредита – дела обстоят куда запутаннее.
Мошенническая схема покупки машины в кредит с дальнейшей перепродажей встречается неприятно часто, и чтобы не попасться в ловушку, следует быть внимательным к нескольким деталям:
– На "чистую" и относительно новую машину должны иметься "Паспорт технического средства", договор покупки, "Свидетельство о регистрации" и паспорт владельца.
– Выдавая кредит, банки ПТС чаще всего изымают (увы – не всегда). Если у владельца нет ПТС или на руках дубликат (документ "моложе" свидетельства о регистрации), это очень плохой признак.
– В договоре о покупке факт кредита всегда указывается. Если владелец договор предъявляет – ваша душа спокойна. Если нет – это, опять же, подозрительно. Но при наличии ПТС предыдущего продавца несложно определить и навести справки.
Очень важно! Если владелец не скрывает факта "кредитности" автомобиля – то покупать его можно вполне спокойно. Это уже не мошенничество, а обычный бизнес. Договор купли-продажи оформляется в банке, выдавшем кредит, банк же прибирает денежки, разбираясь потом с продавцом – а вы получаете кристально чистый от всех обязательств автомобиль.
Как проверить "чистоту владельца"?
1. Прежде всего, если честный владелец честно продает вам свою машину – он свою машину знает. То есть легко ответит на любые вопросы типа:
Какой расход?
Как приемистость?
Когда меняли колодки?
Меняли или нет диски?
Что залито в мотор, когда, какой масляный фильтр ставили?
Где он находится?
Где обслуживали машину?
Когда и что на ней ломалось?
Тут вопрос даже не в марке масла или типе фильтра, водитель может сказать: "купил лучшее, что посоветовали". Вопрос в том, чтобы вам спокойно и уверенно отвечали на вопросы, пока вы смотрите машину. Могли назвать магазин, реммастерскую, дать совет по обслуживанию или посетовать на неувязки. Важно, чтобы продавец знал машину, мог указать, что где находится и чем беспокоило.
Если продавец не знает машины, не знает, что в ней за домкрат, где салонный фильтр и есть ли он вообще – это очень странно. Скорее всего, вы попадаете в какую-то "схему".
2. Если машина была в хороших руках – она ухожена.
Машину можно помыть и вычистить перед продажей – но прожженную обивку, порченный пластик панелей под чехлы не спрячешь. Разве только драные сиденья.
Если владелец машину не любил – шанс на то, что в движке "стружка", резко повышается.
Как отличить битую машину от небитой?
Самыми популярными машинами на "вторичном рынке" являются семилетние. Рассчитывать на то, что за долгий срок своего существования такое авто ни разу не побывало в ДТП, по меньшей мере наивно. Посему куда важнее не то, переносила машина столкновения или нет, а то, насколько серьезными были ее аварии, насколько качественным ремонт, не повело ли кузов, не будет ли она страдать повышенным износом покрышек, ездить боком (перекос заднего моста), не станет ли гнить кузов, нормально ли будут закрываться и открываться дверцы.
Последнее, впрочем, можно сразу легко проверить. С остальным – чуть сложнее. Но, в принципе, разобраться с состоянием оцениваемой машины способен любой человек, даже не профессионал. Итак, машина побывала в серьезной аварии с деформацией кузова, если у нее:
– есть неровности на крыше, либо…
– между элементами кузова (крылья, капот, дверцы, крышка багажника) щели не ровные, где-то чуть шире, где-то чуть уже, либо…
– на одном из передних колесе видна темная полоска (значит, резину уже "жрет"), либо…
– при попытке ехать прямо машина уходит слегка в сторону.

Куда более важным моментом для оценки состояния автомобиля является его пробег. Так, принято считать, что АКПП хорошей фирмы служит в среднем не больше 150 тысяч километров. На самом деле это зависит от очень многих сопутствующих факторов, ухоженная коробка в аккуратных руках способна и двести тысяч отходить – но вы же не знаете, как обращался с ней предыдущий автовладелец! Посему покупать машину с автоматом при таком пробеге рискованно. Разве только – вам дадут серьезную скидку "на перебор коробки".
Рискованно покупать машину с маленьким пробегом и с новенькими накладками на педалях. Это явный признак того, что счетчик километража "скручен", а накладки заменены потому, что были стерты до дыр. Аналогично очень подозрительны и продавленные, изношенные сиденья при малом пробеге автомобиля.
Впрочем, бывают и еще более лихие схемы "развода" покупателей. Так, согласно упорным слухам, покупаемые для такси "автомобили" ао многих фирмах сразу заклеиваются поверх кузова пленкой с цветами компании, качественные кресла из салона извлекаются и убираются на склад, заменяясь дешевым "спецзаказом" – и автомобиль отправляется "на линию" вкалывать сутки напролет.
Лет через пять, после пробега в полмиллиона километров, на машине меняется спидометр, в салон со склада возвращаются сиденья, пленка подогревается феном и скатывается – и машина с идеальным лакокрасочным покрытием, нулевым пробегом и новенькими сидушками уходит на вторичный рынок с легендой: "пять лет простояла у дедушки в гараже".
Посему рассказы о новеньких автомобилях 5-10 летнего возраста, ждущих именно вас, чтобы впервые выехать на дорогу – должны с самого начала вызывать подозрение. В реальном мире таких чудес не бывает.
Еще одна беда – это машина, которая использовалась в качестве учебной. По понятным причинам состояние ее двигателя и коробки передач наверняка ужасающие, несмотря на малый пробег и хорошо сохранившийся салон. Посему очень полезно взглянуть на педали и на кузов перед пассажирским сидением: не сохранились ли там следы крепежа от вторых педалей?
Ну, а то, что когда-то водитель понравившейся вам иномарки цапанул правым фонарем столб, а его жена спустя пару лет выбила левой фарой чей-то багажник – это, в общем, пустяк, дело житейское. При условии хорошего ремонта на срок жизни автомобиля и его надежность это ничуть не повлияет.
Что проверять, покупая машину с пробегом?
По порядку:
Сперва смотрите состояние кузова. Для его определения обходите автомобиль кругом и отмечаете для себя следующее:
– насколько одинаковы щели между отдельными элементами: между дверьми, между дверьми и кузовом, между кузовом и крыльями. Если щели между дверьми внизу шире, чем наверху, это свидетельствует о том, что машина или сгнила до такой степени, что держится только за счет крыши, прогибаясь под собственным весом, или перенесла сильнейшую аварию с нарушением геометрии кузова, и от нее следует держаться подальше – ремонту не подлежит;
Загляните в переднюю арку. В ее нижнюю часть арки и на днище за передним колесом. Именно туда летит гравий и грязь из-под передних колес, именно оттуда чаще всего и начинается гниение кузова. При наличии зеркала полезно взглянуть снизу вверх на нижний край водительской и пассажирской дверей. Это очень неудобное для ремонта место, доступное для грязи и к тому же обычно никому не видимое. По нему можно судить об общем состоянии всех скрытых полостей: то ли все еще крепкое, то ли начало потихоньку загнивать.
Бросьте взгляд под машину: нет ли там масляных пятен? Очень может статься, что подтекает одна из технических жидкостей.
Попросите открыть капот и осмотрите подкапотное пространство на предмет заметного кузовного ремонта и гнили. Особое внимание – металлу под местом установки аккумулятора и железу над колесными арками. Кроме того, посмотрите, нет ли следов подтекания технических жидкостей. Единственное место, где допустимы потеки, – это возле маслозаливной горловины, в которую вязкой масляной струей можно и не попасть.
Плавно переходим к проверке двигателя. Она начинается с заводки. Исправный и хорошо отрегулированный мотор заводится максимум через секунду после поворота ключа в замке зажигания и должен работать ровно, не издавая никаких стуков, бряканий, хлопков и прочих лишних звуков, а урча сыто и довольно, приятно лаская слух. Это и есть главный критерий – эстетическое удовольствие от звука работающего двигателя. Звучание хорошо отрегулированного, исправного сердца автомобиля способно доставить куда больше удовольствия, нежели все оратории Бетховена вместе взятые, и не опознать его просто невозможно.
Очень важно! При включении зажигания на приборной панели должны загораться все лампочки! Если какая-то не горит… Такое обычно делают, чтобы скрыть серьезную неисправность: выдергивают лампу, сигнализирующую о поломке, из приборного щитка. В общем: очень плохой признак. Есть повод отказаться от покупки. Либо, если не лень – лезть проверять приборную панель.
Затем, после нескольких минут работы мотора, машину следует обойти и посмотреть на дым, вылетающий из выхлопной трубы. Он должен быть или невидимым, или светло-сереньким, сразу развеиваясь по ветру.
Сизый дым – "горит" масло, то есть изношены поршневые кольца или маслоотбойные колпачки. Велика вероятность, что двигатель нуждается в полной переборке.
Белый дым – в цилиндры попадает вода (тосол). А значит, в лучшем случае придется менять прокладку головки блока, в худшем – сами цилиндры.
В последнем случае продавец может сказать, что это не вода, а конденсат. Такое бывает – но только на холодном двигателе! При этом вода может даже капать из выхлопной трубы, но после прогрева сие явление исчезает. Тем не менее, даже на холодном двигателе из выхлопной трубы должен вылетать лишь легкий белый дымок, а не крупные клубы пара.
Пока двигатель не нагрелся, снимите крышку с радиатора и посмотрите, насколько он полон, и не пробулькивают ли через охлаждающую жидкость пузырьки. Если да – значит, пробита головка блока, а в худшем случае – имеется трещина в самой головке или в одном из цилиндров. Не покупать! Зачем начинать общение с машиной с переборки двигателя?
Пользуясь случаем, посмотрите на номера двигателя и кузова. Если они затерты и плохо читаются, в дальнейшем это может привести к тому, что излишне ретивые инспектора с достаточной регулярностью будут отправлять вас на криминалистическую экспертизу. Не покупать!
Если продавец предлагает вам прокатиться на машине, не торопитесь за руль. Пусть владелец сам выведет ее на ровный и спокойный участок дороги – а вы, сидя рядом с ним, послушайте, не трещит ли коробка при переключении передач, нет ли посторонних звуков или странных рывков при движении. Затем сядьте за руль, разгонитесь до скорости 30–40 километров в час и, будучи готовыми тут же сжать кулаки, отпустите "баранку". Машина с отпущенным рулем должна продолжать двигаться прямо! Если автомобиль ощутимо уводит в любую сторону – вы имеете дело со значительной неисправностью, которая в лучшем случае окажется неотрегулированными развалом и схождением передних колес, в худшем – нарушением геометрии кузова или поломками в подвеске. Не покупать!
Проверка АКПП. Для начала смотрим уровень и состояние масла. Масло должно быть чистым, без примесей, по цвету – ни в коем случае не коричневым или черным. Для проверки хорошо использовать белую салфетку. Обычно масло либо красного цвета (американские автомобили) или желтого и зеленого (европейские).
Попробуйте масло на ощупь, потрите между пальцами – в нем не должно быть никаких ощутимых механических примесей!
Сев за руль, нажмите на педаль тормоза и попереводите рычаг селектора последовательно во все положения. При этом без задержки должны произойти включения передач с легким толчком вперед или назад (но не забывайте, что более сильные толчки могут быть вызваны повышенными оборотами холостого хода холодного двигателя). Задержки более 3–5 секунд говорят о неисправности. На ровной горизонтальной площадке после отпускания педали тормоза (без нажатия на педаль газа) автомобиль должен тронуться плавно, без толчков и рывков. Обороты двигателя для начала движения возрастать не должны (не должно возникать ощущения, сравнимого с пробуксовкой сцепления на автомобиле с обычной коробкой передач). Это – один из признаков неисправности (износ накладок) требующей переборки АКПП. Не покупать!
На всякий случай уточню: здесь приведены те проблемы, наличие которых должно тут же отпугнуть вас от машины, ибо устранить их вы не сможете в принципе. Гнилой кузов или кузов с нарушенной геометрией – неизлечимы, переборка двигателя или АКПП слишком дороги, чтобы вешать на себя такую проблему. Зачастую проще поменять саму машину, чем вкладываться в такие затраты. Если же автомобилю, который вам несомненно нравится, нужно всего лишь поменять манжету сцепления или заменить амортизаторы – отчего просто не договориться о снижении цены?
Покупка машины на вторичном рынке, как уже указывалось, всегда риск. Посему тратить время на придирки к мелочам в то время, как вас, возможно, обманывают по-крупному, нет никакого смысла. Все равно такая покупка – чистая лотерея. Повезет – не повезет. Если машина нравится: указывайте на замеченные огрехи, сбивайте цену, сколько можете – и полагайтесь на удачу.


(с) Александр Прозоров - Учебник начинающего автовладельца
Назад к содержимому