Перейти к контенту
Купить  руководства по ремонту автомобилей

Автолитература
Автодата
Автоинформ

Электронные книги


Информация для ремонта

Библиотека > Бесприборная диагностика неисправностей легковых автомобилей
Информация для ремонта

Для производственных процессов, чип-тюнинга, измерительных систем кузовного ремонта и т. д. применяют специализированное оборудование (сканеры, мотор-тестеры, газоанализаторы и ды-момеры) с соответствующим программным обеспечением (ПО). В это ПО, поставляемое вместе с оборудованием, производители включают обучающие программы.
Для управленческих, организационных, расчетных операций используют информационно-справочные базы данных по диагностике и ремонту, электронные каталоги запчастей, справочники нормо-часов, справочники по геометрическим размерам автомобилей и т. п. Такие базы поставляются автопроизводителями (дилерские – авторизованные, оригинальные) и независимыми изготовителями (неоригинальные, как правило, мультимарочные).
Дилерские базы данных включают в себя информацию по диагностике и ремонту, например: Ford (Ford TIS), VW-Audi (ELSA), Renault (Dialogys), BMW (BMW TIS, BMW WDS), Mercedes (Mercedes WIS), Opel (Opel TIS), Volvo (VADIS) и др., а также каталоги запчастей, например: Mercedes (Mercedes EPC), VW-Audi (ETKA), BMW (BMW ETK).
Неоригинальные мультимарочные базы содержат информацию по многим моделям автомобилей. В них также включают некоторые дилерские материалы, например базы по диагностике и ремонту: Alldata, Autodata, Atris WM-KAT-Technik, BOSCH ESI[tronic], Mitchell-on-Demand, Open@Car, Workshop, CAPS, ATSG и др.
Существуют неспециализированные мультимарочные базы (например, база Autodata содержит коды электронного блока управления (ЭБУ), регулировочные параметры, нормо-часы, электросхемы и многое другое) и специализированные (касаются отдельных систем автомобиля, например, в базе CAPS содержится информация об ЭБУ, а в базах ATSG и Mitchell for Transmissions – об АКПП).
Как правило, базы содержат следующую информацию:
► различные регулировочные данные по автомобилям;
► основные нормы времени на ремонтные и регулировочные операции;
► сервисные интервалы и описания сервисных операций;
► технические сервисные бюллетени – руководства и рекомендации от автопроизводителей по устранению неисправностей и другим вопросам. Такие руководства содержатся в дилерских и некоторых мультимарочных базах. Руководства по устранению неисправностей представлены в виде алгоритмов, блок-схем или таблиц с анализом диагностических кодов неисправностей и содержат расшифровки кодов неисправностей, симптомы их проявления, возможные причины возникновения, а также перечни проверок для устранения;
► описание устройства, ремонта и диагностики отдельных систем автомобиля – двигателя, АКПП, АБС, системы кондиционирования и др.;
► расположение электронных и механических компонентов в автомобиле;
► электросхемы.
Некоторые вспомогательные программы (словари, программы для расшифровки VIN-кодов и др.) можно найти в Интернете в бесплатном доступе.
Особо следует выделить каталоги запасных частей (Electronic Parts Catalog, ЕРС). В них содержатся изображения, а также информация о запасных частях, их применимости, взаимозаменяемости и цене. ЕРС делятся на каталоги автопроизводителей и каталоги независимых производителей запчастей. Первые каталоги всегда мономарочные (содержат информацию о запчастях для одной марки). Мультимарочные каталоги издаются группами поставщиков и содержат информацию по запчастям для многих марок (например, Tecdoc), включая применяемость на разных моделях.
Период работы лицензионных баз зачастую ограничен сроком действия абонемента (как правило, год). На отечественном рынке информация встречается на CD и DVD, а также в виде книг. Преимуществами книг по сравнению с электронными базами являются доступность персоналу, слабо владеющему персональным компьютером, и наличие изданий на русском языке. Однако есть и недостатки: неудобство поиска и работы с информацией, необходимость иметь большое количество литературы, изнашиваемость материала.
Для оценки применяют специальные обновляемые лицензированные программы, которые позволяют оценивать автомобиль после аварии, рассчитывать утрату товарной стоимости, оценивать автомобиль перед его продажей или приобретением. К таким программам относятся Audatex, Eurotax, "ПС: Комплекс", "НАМИ-сервис".
Программа Audatex предназначена для оценки автотранспорта иностранных производителей. Она имеет большую базу данных автомобилей импортного производства и запасных частей к ним и позволяет рассчитать ущерб, причиненный автомобилю при аварии. Результаты таких расчетов выдаются в программе Word.
База данных Audatex содержит сведения более чем о 100 ООО модификаций 35 ООО моделей автомобилей. В России эта программа появилась в начале 1990-х годов, а в 2003 году было создано официальное представительство Audatex в России – ООО "Ауда-тэкс". Audatex – международный холдинг, созданный в начале 1960-х годов в Германии и в 1970-е годы превратившийся в транснациональную корпорацию, услугами которой пользуются более чем в 50 странах мира. Позиции холдинга сильны как на европейском рынке урегулирования ущерба в результате аварий, где его продукция занимает около 80 %, так и на североамериканском, где программы Audatex успешно конкурируют с исконно американским ПО и уверенно занимают около 1 /3 рынка.
Программные продукты Audatex (AudaShare и AudaPad/Web) позволяют рассчитывать стоимость ущерба в режимах онлайн и офлайн. Основой данных продуктов является графическое изображение всех содержащихся в базе Audatex транспортных средств.
AudaShare, помимо механизма расчета стоимости восстановительного ремонта транспортных средств, реализованного на базе существующего решения AudaPen/AudaStation, предлагает возможность согласования электронных страховых дел между участниками процесса возмещения убытков.
AudaPad/Web представляет собой комплексное интернет-решение для компаний, участвующих в процессе урегулирования вопросов убытков, и имеет полную функциональность существующих решений компании Audatex (AudaPen/AudaStation и AudaShare).
Структура базы каталожных номеров и цен запасных частей обеспечивает:
► возможность детализирования больших конструктивных групп для определения, какие запасные части поставляются отдельно;
► отображение ремонта сегментов (элементов) отдельно со всем своим окружением;
► возможность занесения пользовательских периодически повторяющихся запасных частей в отдельных файл (в тексте или на графике);
► исключение двойного расчета при выборе запасных частей (объемы поставок отображаются на графике, а также при выборе запасных частей);
► просмотр каталожных номеров запасных частей в печатной форме заключения;
► расчет ущерба по моделям американских, китайских, японских производителей (AudaPad/Web) на базе цен импортеров запчастей или европейских цен (AudaShare).
Ручное редактирование данных предусматривает:
► дополнительные коды (коэффициенты), влияющие на стоимость ремонта (например, стоимость лакокрасочных материалов (JIKM) в процентах от стоимости работ, стоимость запчастей, материалов для обработки и для различных дополнительных работ);
► возможность изменения данных по видам работ производителя;
► возможность добавления любого незаданного вида ремонта (опция "мутации");
► исключение выбора пересекающихся операций: например, "Замена (Е)" к "Ремонту (I)", ремонт элементов (сегментов) по отношению к полному ремонту (кузов, окраска);
► автоматическую активацию дополнительных позиций при указании определенного пути ремонта;
► соответствие требованиям нормативных документов: ГОСТ Р ИСО/МЭК 12199 (п. 3), ГОСТ Р ИСО 9127 (п. 6.1, 6.3), ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 9294 (п. 7.2.2);
► положительное заключение ГНЦ "НАМИ" о соответствии нормативным документам.
Программа Eurotax также производит подробный расчет стоимости ущерба после ДТП и дает возможность оценки подержанного автомобиля, при которой учитываются его пробег, комплектация, условия эксплуатации и дефекты. Программа на основании клиентской базы и стоимости нормо-часа рассчитывает затраты на восстановительные работы и размер ущерба, причиненного транспортному средству. В автоматическом режиме Eurotax учитывает стоимость запасных частей и JIKM, а также временные затраты, необходимые для осуществления ремонтных работ, учитывая при этом пересекающиеся работы, и выдает отчет в формате Word.
Программа EurotaxRepairEstimate – графически ориентированный инструмент, позволяющий страховым компаниям, экспертам-техникам и станциям технического обслуживания автомобилей обеспечить и ускорить работу по расчету стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства. База данных содержит обширную информацию по легковым, малотоннажным грузовым и внедорожным автомобилям. Наряду с описаниями элементов и деталей автомобиля и их ценами приводится информация о нормативном времени ремонтных работ с учетом комплексов. Постоянные обновления гарантируют вам самые свежие данные. EurotaxRepairEstimate может быть установлена на автоматизированном рабочем месте (ПК) в офисе или на ноутбуке при использовании на месте, например в кузовном цехе станции технического обслуживания.
Программа Autowert/Autocalc для Windows международной организации Eurotax служит для оценки подержанных автомобилей для систем trade-in (оценочный модуль) и оценки стоимости восстановительного ремонта автомобилей европейского производства (калькуляционный модуль). В программу включены технологии заводов-изготовителей по ремонту, ремонтной и комплексной окраске деталей и автомобиля в целом. Программа автоматически исключает повторяющиеся работы и технологические операции. Она адаптирована к условиям национального рынка и формирует отчетную документацию согласно рекомендациям Министерства транспорта РФ.
Программа "ПС: Комплекс" имеет в своей базе данных или в подключенных справочниках всю информацию об автомобилях как отечественного, так и импортного производства, включая грузовой автотранспорт. В этих данных содержатся все необходимые сведения о стоимости запчастей и нормативах трудоемкости, а также иллюстрации. "ПС: Комплекс" предназначена для идентификации автомобилей. Огромная база данных программы позволяет получить всю интересующую информацию не только о модели автомобиля, но и о его комплектации, а в некоторых случаях и о дате выпуска. Имеющийся в программе каталог двигателей позволяет определить объем силового агрегата до кубического сантиметра, его мощность и другие технические показатели. Возможности "ПС: Комплекс" настолько велики, что дают возможность с успехом использовать ее для автоматизации рабочих мест на предприятиях, занимающихся обслуживанием и эксплуатацией автомобилей. Эта программа позволяет таким предприятиям оперативно получать необходимую справочную информацию, автоматизировать процесс расчета смет (трудоемкости производимых работ), вести расчеты заработной платы и управление персоналом, а также предоставляет неограниченные возможности управленческого учета и построения аналитической отчетности. Кроме того, "ПС: Комплекс" поддерживает мультивалютные расчеты, позволяет производить предварительное, частичное заполнение бланков и дает возможность сохранять готовые документы в отдельных файлах. А средства формирования отчетов и печатных форм программы дают широкие возможности по оформлению итоговых документов. Простота пользования программой "ПС: Комплекс" и высокая производительность делают ее наиболее привлекательной из всех аналогичных решений. Среди пользователей "ПС: Комплекс" встречаются страховые менеджеры и менеджеры автосалонов, эксперты-оценщики и специалисты криминалистических лабораторий, работники правоохранительных и таможенных органов.
Сегодня без программных продуктов невозможно составить точную калькуляцию ремонта автомобиля. Но не всякая программа даст объективную смету и не всякий эксперт даже с помощью качественной программы получит объективный результат.
Программа – это лишь инструмент в руках эксперта, поэтому каждая программа допускает "ручную" правку результатов. Неверно утверждение, что "так выдала программа", правильнее – "так считает эксперт", все сводится к его квалификации. Но и эксперт не все знает и помнит, и чем качественнее программа, тем качественнее смета.
Программа может быть несовершенной, и смета будет такой же. Например, программа Autocalc для импортных автомобилей не выдает все необходимые операции по разборке и сборке, подготовке и ремонту или замене деталей, не исключает повторяющиеся операции, которые необходимо выполнить, например, при замене смежных узлов и деталей автомобиля. Зато программа "НАМИ-сервис" для отечественных автомобилей выдает так много вспомогательных и прочих операций, что их приходится править. Программа может содержать не все модели и модификации автомобилей, а если расчет ведут по аналогу, то качество сметы получается сомнительное.
Для оценки работ по импортным автомобилям популярна программа Audatex, но, если ее приобрели неофициально, она не обновляется и сметы получаются некачественные. Audatex, как, впрочем, и все остальные программы, не выдает всех вспомогательных операций, которые необходимо выполнить перед ремонтом либо окраской того или иного элемента. Эти операции закладывает в смету сам эксперт на основе знаний, опыта, квалификации и добросовестности.
Ежегодное увеличение количества моделей автомобилей и их модификаций в мире приводит к тому, что без регулярного обновления дорогостоящих программ и вспомогательных материалов к ним (Typenerkennung, Typenbogen, Superschwake, Auto-Ident, Lackierung, "Калькуляция Eurotax" и др.) качественная работа эксперта невозможна. Например, без формуляров Typenbogen, раскрывающих особенности конструкции и технологии ремонта автомобиля, даже грамотный эксперт не сможет заложить в акт осмотра правильную технологию ремонта и все элементы, подлежащие ремонту или замене, а без соответствующих справочных материалов эксперт не сможет правильно выбрать модель и модификацию автомобиля в программе, по которой нужно будет составить смету. В итоге вместо точного объективного расчета получают ориентировочный и чаще всего ошибочный.
Используя нелицензионные копии программ, пользователи ставят не только себя, но и предприятия, на которых работают, под угрозу привлечения к уголовной ответственности за незаконное использование продукта, защищенного правами интеллектуальной собственности. В нелицензионных копиях продукта содержится неполная, устаревшая информация от заводов-изготовителей. Расчет, составленный в нелицензионной копии продукта, не имеет никакой юридической силы, не может быть представлен в суде или иных организациях. В случае выявления каких-либо проблем с базой данных, отсутствия тех или иных моделей вы не вправе обратиться за технической поддержкой и обновлением базы данных. В нелицензионных копиях продукта отсутствуют ключевые, дополнительные компоненты, позволяющие использовать данную программу в полной мере. Для таких продуктов высок риск заражения вирусами, которые потенциально способны повредить жесткий диск компьютерной системы покупателя, а также испортить либо передать записанную на нем конфиденциальную и любую другую информацию. Нелицензионные копии продукта могут содержать дефекты и быть непригодными из-за брака в результате производства и использования дешевого сырья. Они также способны причинить механические повреждения компьютерной системе.
(с) Владислав Волгин - Бесприборная диагностика неисправностей легковых автомобилей
Назад к содержимому